Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая

Привет, Пикабушники!

На фоне волны работ я, как и обещал в прошлом посте, хочу рассказать о своей.

Вообще, в народе нас кличут "бэкаперами" (не путать с "факаперами", нашими оппонентами), но я предпочитаю называться "инженером СРК". Правда когда начинаешь гуглить что такое СРК, то выползает "синдром раздражённого кишечника".

Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая Работа, Волна постов, IT, СРК, Технологии, Пикабу, Пикабушники, Юмор, Видео, Длиннопост

Казалось бы при чём тут кишки и инженерия? Очень даже при чём.

На самом деле есть ещё одна расшифровка аббревиатуры СРК, которую я всячески стараюсь продвигать — Система резервного копирования.

Что это такое? В основном это программно-аппаратная связка, которая нужна, чтобы делать резервные копии данных (иными словами — бэкапы, но лично мы с коллегой зовём их мемно "бекасы") и складывать их не куда душе угодно, а в отдельное надёжное место.

Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая Работа, Волна постов, IT, СРК, Технологии, Пикабу, Пикабушники, Юмор, Видео, Длиннопост

Зачем это нужно? Есть вот у вас очень ценные данные, терять которые не очень-то сильно хочется, а произойти такое может. И тут вдруг, как назло, диски накрылись, шифровальщик поигрался с файлами и теперь требует с вас биткоины или на компьютер, как обычно, упал метеорит — и всё, данных нет.

Так вот данных может уже и нет земля им текстолитом, но зато есть копии данных, которые надёжно хранятся не на тех же дисках, что были жестоко уничтожены, а на других. Надеюсь.

И из этих копий данных, которые обычно выглядят как сжатые или зашифрованные архивы невообразимых форматов, можно восстановить сами данные в первозданном виде с помощью СРК (будет ли раздражён ваш кишечник зависит, конечно, от случая, но тут я снова говорю про систему).

Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая Работа, Волна постов, IT, СРК, Технологии, Пикабу, Пикабушники, Юмор, Видео, Длиннопост

Это мы рассмотрели только обыденный пользовательский случай, а теперь перенесёмся на корпоративный уровень. Вот здесь дела уже обстоят куда ещё веселее.

Если для обычного компьютера достаточно взять и подключить какой-нибудь внешний жёсткий диск, а потом складывать периодически на него бэкапы, то у компаний таких компьютеров могут быть миллиарды. Вдобавок появляются серверы, на которых крутятся сервисы, базы данных, почтовые службы, всё это может быть на разных операционных системах любых пород, мастей и происхождений, поэтому здесь нужно что-то посерьёзнее.

Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая Работа, Волна постов, IT, СРК, Технологии, Пикабу, Пикабушники, Юмор, Видео, Длиннопост

Так что же в этой схеме делаю я? Этот вопрос я задаю себе каждый день Моя задача состоит в том, чтобы аудировать, проектировать, разворачивать, администрировать и поддерживать такие системы в разных компаниях, учитывая их сферу деятельности, размер, бюджет, особенности оборудования, сетевые коммуникации, используемые сервисы, объём данных, а также ещё много чего, включая климатические и сейсмогеологические условия, ретроградный Меркурий и фазы луны.

И взаимодействовать приходится со всем вышеперечисленным (ну почти), в том числе и с людьми.

На выходе получается рабочая инфраструктура из серверов с запущенными программами СРК, дисковых и/или ленточных хранилищ и кучи устройств, данные которых нам нужно сохранять.

Но какой ценой всё это...

История была бы слишком прекрасна — на деле же часто случается так, что исходная СРК компаний на ладан дышит, объёмы данных растут, всё постоянно перегружено и выходит из строя, а сервера каждую пятницу превращаются в леммингов, прыгающих со скалы под песню Короля и Шута (p.s.: самоубийства леммингов — это обман, чтобы набрать классы). И начинается: ты перепроектируешь систему, переписываешь регламенты, всё перенастраиваешь, а запросы на восстановления из бэкапов всё приходят и приходят.

В такие моменты главное не растеряться. Подошёл, взял за руку, уверенно сказал:

Как я спасаю данные каждый день (или не спасаю): часть первая Работа, Волна постов, IT, СРК, Технологии, Пикабу, Пикабушники, Юмор, Видео, Длиннопост

Вот в такой неравной борьбе машин и людей — мы, команда инженеров СРК, совместно с другими командами инженеров и айтишников, день ото дня стоим на страже ИТ и душним по поводу и без повода (и тут ни одно окно резервного копирования вам не поможет).

В следующей серии вы узнаете больше о наших рабочих моментах и локальных мемах. Оставляйте свои комментарии, если вам интересно узнать подробнее о СРК, и тогда я выпущу отдельный пост.

Подписывайтесь, ставьте лайки и классы.

До встречи! ;)