Как я себе шишек набил. Часть третья. Закупка оборудования и как не надо выбирать франшизу.

Этот пост должен понравиться тем, кто любит цифры. Не обещаю, что их будет много… Достаточно их будет. Если кому не хватит, в комментариях добавлю, правда не обещаю что в них будет какая-то смысловая нагрузка :-)


Итак, нам дали 2 миллиона, плюс наши 500 тысяч - 2,5 млн рублей. Для нас это была увесистая сумма. И нам надо было ее потратить за определенное время(что-то в районе 2 месяцев). В первую очередь мы заказали и оплатили франшизу - 500 тыс рублей, оборудование для производства ЛКМ - 180 тыс. и оборудования для производства ССС - 1 млн рублей.


Тут хочу сделать отступление.Для меня предпринимательский опыт был интересен тем, что доводилось знакомиться с новыми людьми чуть ли не каждый день, и это очень интересно. Все люди разные. У всех свои особенности и что удивительно для меня, большинство тех, с кем я знакомился, были хорошими людьми. Постоянно слышу жалобы, что люди вокруг не отзывчивые, плохие, глупые и т.п. Я этого не замечал раньше, и сейчас этого не вижу. Кончено попадаются отдельные экземпляры, но как маркетолог могу заявить, это лишь репрезентативная выборка. Если ты не живешь на необитаемом острове ты обязательно столкнешься с одним или двумя сумасшедшими, умственно отсталыми, озлобленными и т.п. Но в целом восприятие окружающих людей, как я считаю, зависит от внутреннего настроя человека. Если он ждет от окружающих, что они будут выполнять любую его прихоть, то естественно он не будет получать ожидаемого и будет этим недоволен, вымещая свое недовольство на окружающих. К чему это я? К тому, что с этого момента мне приходилось контактировать с огромным количеством людей, так как нас было всего двое и на мне лежали административные вопросы и продажи, это было логично.


От франчайзера с нами общался “Куратор”, с которым мы общались уже по куче вопросов. Это спокойный мужчина, лично я его не видел, но по общению он был приветлив и отзывчив. Помогал, в меру своей компетенции, решать возникающие вопросы и старался нам помочь. Он нам предоставил контакты человека в Старом Осколе, который также работал по этой франшизе и дополнительно занимался производством оборудования для ЛКМ, которое мы у него и заказали. Также Куратор направил нас к поставщику оборудования для ССС, директором которого был высокомерный, рассудительный и своенравный мужчина. Разговор с ним всегда у меня вызывал какое-то непонятное чувство. Короче загадочная личность. Помню, как он в первый раз, когда я запросил у него документы на эл. почту, а они не пришли, прочитал мне лекцию о том, что пользоваться иностранными сервисами почты не правильно, а вот родной яндекс - это кошерно. Уже тогда я понял, что найти общий язык с ним нам будет трудно.


Оборудование заказано. Сроки нам обозначили следующие: оборудование для ЛКМ будет готово через месяц(начало сентября) а для ССС не раньше октября. Нас это немного расстроило, но нам оставалось ждать. Тут всплыл еще один нюанс - металлоконструкции для оборудования ССС. Поставщик предлагал 2 варианта:


1) Нарезать металл по их чертежам и поставить вместе с оборудованием, а нам найти сварщика, который нам это все сварит


2) Найти фирму, которая сама все нарежет и сварит.


Мы позвонили франчайзеру, чтобы узнать, какой вариант нам лучше выбрать и он посоветовал найти местных. По идее так должно было выйти дешевле. Подумав еще немного и решив, что чем ждать, когда в октябре это все приедет, лучше мы сейчас найдем, нам это все нарежут и сварят и уже с готовыми конструкциями мы будем ждать основное оборудование. И мы начали искать, кто это может сделать. Тут я столкунлся с еще одной проблемой. Найти людей, которые смогут разобраться в чертежах (их кстати было примерно 150-200 страниц), и согласятся это все исполнить, было очень трудно. На поиски мы потратили примерно месяц. По нашим оценкам стоимость должна была быть в пределах 150-200 тысяч. В одной фирме нам зарядили 500 тысяч, при этом особо не разбираясь в чертежах. Тут было все понятно - это спецы своего дела и с такими лучше дела не иметь. С трудом удалось найти одну бригаду, которая занималась сваркой и ковкой, они долго изучали наши чертежи, мы встречались несколько раз и обсуждали детали и в итоге… они отказались. Мотивировали они это тем, что задача очень сложная и они бояться не уложиться в срок. Вот еще один урок - не всегда имея деньги и задачу, можно найти того, кто согласится ее исполнить. Мы обращались в большое количество фирм и к специалистам и никто не соглашался взяться за эту работу.


Теперь самое время рассказать еще об одном человеке, с которым нам довелось познакомиться. Это отец нашего арендодателя, а вернее фактический собственник помещения. Это был мужчина в возрасте. Рассудительный, всегда спокойный, с чувством юмора, отзывчивый и тоже бывший сотрудник органов. Он постоянно интересовался как у нас идут дела и когда мы рассказали про нашу проблему, он предложил обратиться к его хорошему знакомому, начальнику колонии, в которой занимаются изготовлением метало-конструкций. К слову, колония располагалась в 500 метрах от нашего помещения. Начальник дал добро и сказал, чтобы мы связались с его помощником, отвечавшим за производственную деятельность колонии. Вопросом этим занялся мой друг. Ему надо было обсудить чертежи с из специалистом и получить от них ответ по стоимости. Процесс этот затянулся. Все вопрос там проходили жесткое согласование и из-за того, что кто-то (уже не помню кто) был в отпуске ответ по стоимости мы получили только через месяц. Нам обозначили сумму в 180 тысяч, в которую входил материал, его нарезка и сварка всех конструкций.


Параллельно я занимался сбором информации о стоимости сырья, тары и т.п. И тут я столкнулся с первым косяком нашего франчайзера. При предварительных переговорах они не давали нам подробную информацию о том, какое сырье нам будет нужно для производства продукции и из-за этого при подготовительном этапе проработать этот вопрос было не реально. Теперь же у нас был полный расклад по рецептам смесей и красок и примерные объемы того, что нам нужно закупить. Также изначально Куратор нам заявлял, что предоставят все контакты поставщиков. То есть нам просто останется заказать и оплатить необходимое. На деле оказалось, что они дали нам контакты только поставщиков микродобавок, которые придают особые свойства тем или иным смесям, а вот остальное нужно искать самому. В этом конечно есть здравый смысл, потому что закупать цемент или песок централизованно у какого-то одного поставщика не имеет смысла, но я себе представлял, что поиски поставщиков такого сырья они возьмут на себя, найдут наиболее подходящие варианты по соотношению цена/качество. На деле же оказалось, что это все предстояло проделать мне самому, не имея об этом ни какого представления. И тут начались проблемы. Не знаю, это мы такие особенные, или с этим сталкивались и в другие франчайзи, но почти все необходимое по приемлемым ценам у себя в регионе я найти не мог. Приходилось звонить в соседние регионы, пытаться найти вариант сэкономить на транспортных расходах и т.п. Короче еще один совет начинающим, он очевидный и я бы не назвал это нашей ошибкой, так как эту работы мы не могли провести раньше, положившись на добросовестность франчайзера, заключается этот совет в следующем: ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЩИТЕ ПОСТАВЩИКОВ И ПРОСЧИТЫВАЙТЕ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ /УСЛУГ ЗАРАНЕЕ, ДО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О СТАРТЕ. Сейчас я понимаю, что без этой информации не надо было во все это ввязываться, но было уже поздно, приходилось искать выход. С горем пополам мне удалось найти большинство необходимого, делая упор на сырье для краски, так как в сентябре должно было прийти оборудование и мы должны были начать выпуск краски.


Еще один вопрос - тара. Тут я совершенно охренел. На весь наш регион с районным центром в 800 тысяч человек мне не удалось найти ни одного производителя или хотя бы ПОСТАВЩИКА пластиковых ведер. НИ ОДНОГО!!! И выбор был закупать ведра в Воронеже или в Москве. И так как нам все равно надо было везти химию из Москвы, мы решили ведра заказать там же. В подмосковном поселке или городке Мисайлово.


Вот так вот гениальная бизнес-модель, предлагаемая франчайзером превратилась в сплошной геморрой. Я конечно не питал надежд, что у нас все будет гладно. Я понимал, что предпринимательство в России - это что-то сродни мазохизму. Вот тут я хочу с вами поделиться своим мнением по поводу франшизы. Думаю это будет полезно. Я ни в коем случае не отговариваю вас от такого способа сделать первый шаг в предпринимательство. Скорее наоборот. Это лучший вариант. Но прежде, чем его сделать, подойдите очень внимательно к оценке франшизы. Это самый главный момент! Не стесняясь делайте таблицу на 30-40 колонок, в которых вы будете оценивать франшизу по всем параметрам, которые вам только придут в голову. Не бойтесь задавать все вопросы, которые вам придут в голову, франчайзеру. Он заинтересован в вас и должен на них ответить, а если этого не сделает, ставьте крест на этой франшизе без всяких сомнений. Если на этом этапе они от вас что-то скрывают (кроме коммерческой тайны), то дальше лучше не станет. Это мое мнение. Приведу пример: нам не давали рецепты красок и смесей, которые мы должны были производить. Сейчас я считаю, что надо было запросить хотя бы ключевые позиции и проработать поставщиков по ним.


Второй важный вопрос, на котором хотелось бы остановиться - это понимание того, что такое франшиза. Я отучился на маркетологоа и мы этот вопрос изучали достаточно подробна на известных представителях этой сферы бизнеса. Когда мы брались за это дело, я понимал, что на практике все будет отличаться. Но не ожидал, что на столько. В нашем случае это можно сравнить например с тем, как ты идешь получать права. Идешь обучаться в автошколу, там тебе дают практику на автомобиле, а когда ты идешь сдавать на права, тебя сажают в телегу, запряженную лошадью. Франшиза, это готовая модель бизнеса а не свод рекомендаций по тому, как работать и что делать. Как получилось в нашем случае. По этому советую вам прежде, чем остановить свой выбор на какой-либо франшизе, попробуйте позвонить уже в работающие по этой франшизе предприятия. Пообщайтесь с владельцем, выясните, с какими проблемами он столкнулся, насколько внимателен к его проблемам франчайзер. Это все очевидные шаги, которые я к сожалению не сделал. В нашем случае все оказалось плохо, но не ужасно. Просто франчайзер при подготовке франшизы не имел полного представления о том, что это такое и как это должно выглядеть. Сделали как могли и получилась не франшиза, а просто набор рекомендаций, хотя стоит отдать должное, Куратор при любом обращении, с любой проблемой по человечески пытался помочь и к этому вопросу я еще вернусь. Слышал я про случаи и похуже. Когда франчайзер буквально высасывал до остатка своих франчайзи. К счастью не в нашем случае.


И еще один важный момент! Когда будете выбирать франшизу, смотрите, предусмотрен ли ею роялти. Роялти это ежемесячные отчисления франчайзеру, своего рода комиссия или платеж. Без этого пункта от франшизы можно спокойно отказываться. Это говорит о том, что франчайзер, каким бы он добросовестным и отзывчивым не был, у него нет прямой заинтересованности. Конечно, когда выбирали франшизу мы, я, как маркетолог, находил косвенную мотивацию в развитии сети, повышении стоимости бренда, кумулятивном эффекте и прочих маркетинговых словечках. Но это все в нашей стране интересно только маркетологам. Ну и ни кто не отменял истины о том, что лучший мотиватор - это деньги. А если от вас деньги не поступают, то ваше финансовое благополучие франчайзера будет волновать мало. Конечно наличие роялти не гарантирует того, что вы достигните успеха, но позволит отсеять мусор.


На этом завершаю эту часть. Описанные события происходили в августе-сентябре 2014 года. Также в августе мы ездили увидеть воочию работающее производство в Старый Оскол, но эту историю я решил оставить для отдельного поста. Так как это одна из трех деловых поездок, которые навсегда останутся в моей памяти, как самые запоминающиеся приключения. Не уверен, что ее пересказ получится таки же увлекательным, как сама поездка, но я обещаю постараться.


Берегите себя, будьте всегда рассудительны и удачных выходных!