Как в центральной государственной стоматологии Москвы разводят на деньги пациентов ОМС
Расскажу историю, с которой пришлось вчера столкнуться.
ГБУЗ «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн» — одно из главных учреждений Москвы в области стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Несмотря на историческое название, сейчас оно обслуживает всех, а не только ветеранов. Именно поликлиника при ЧЛГ ВВ — единственное место на весь город, где каждую ночь с 20:00 до 8:00 оказывают неотложную стоматологическую помощь по острой боли, и так получилось, что в ночь с 17 на 18 июля пришлось этим (попытаться) воспользоваться. Сразу скажу, что хотя пациентом был не я, но развитие всей ситуации наблюдал своими глазами и лично разговаривал с регистратором и дежурным врачом-хирургом ЧЛГ.
Приём начался неплохо. Сделали рентген больного зуба, поставили правильный диагноз: растущий под углом зуб мудрости давит на кариозную полость в соседнем зубе и вызывает ту самую острую боль. Дальше хирург предложил два варианта лечения:
1. Приходите завтра днём (!), когда откроется стационар. Вам дадут список анализов, которые нужно собрать: ВИЧ, гепатит, сифилис, клиника и биохимия крови. Как они будут готовы (!!), вас положат в стационар — максимум на 5 дней (!!!) — и там удалят зуб мудрости.
2. Ну или — говорит хирург — я могу его удалить прямо сейчас, но стоить это будет 7 700 рублей.
Тут ошарашенная пациентка выходит из кабинета, и в разбор ситуации вступаю я. Немного уже охуевая, я задаю следующие вопросы (очень вежливо, за что себя позднее похвалил):
— Какой ещё стационар, если это обычное удаление зуба?
— С какой стати за это нужно платить, если в ОМС — я это точно знаю — входит удаление зуба любой сложности?
— Нет, серьёзно, какой ещё стационар, если это ещё и обращение по острой боли?
Хирург гнёт свою линию и утверждает следующее:
— ОМС якобы не оплачивает удаление сложных (ретинированных) зубов;
— Операция занимает 1.5 часа, и провести её амбулаторно невозможно (напомню, что за скромную мзду в 7 700 рублей он как раз был согласен провести её прямо сейчас).
Я звоню в страховую компанию, выдавшую полис ОМС, и уточняю. Мне любезно подтверждают, что удаление зуба любой сложности, если оно производится по медицинским показаниям (а они, конечно же, есть, хирург с этим и не спорил), входит в программу ОМС и должно выполняться в рамках оказания неотложной помощи.
Все мои доводы врача и ночного работника регистратуры не убедили, и они предложили оставить запись в жалобной книге. К жалобам мы ещё вернёмся, а пока хочу отметить следующее. Резко воспалившиеся зубы мудрости — это самая частая причина для обращения по острой боли. И, похоже, хирурги ЧЛГ ВВ создали отличную схему, как можно монетизировать страдания пациентов. В самом деле, если человеку с острой болью (я не устану заострять на этом внимание) предлагают побегать по поликлиникам, собрать анализы и лечь в стационар на 5 дней, то понятно, что в такой ситуации он гораздо вероятнее согласится заплатить, лишь бы его сразу избавили от страданий.
Отдельно обратите внимание на манипуляции с аргументами: провести операцию амбулаторно «невозможно», но за плату — прошу, ложитесь в кресло! Для стационара надо сдать кучу анализов, но для почтенного пациента, готового заплатить, мы закроем на это глаза. Казалось бы, логично, что если бы это действительно невозможно амбулаторно и без анализов — то надо ссылать в стационар всех, вне зависимости от того, идёт оплата по ОМС или деньгами пациента, это ведь одно и то же медицинское вмешательство!
Мне самому тоже удаляли зуб мудрости в хирургическом отделении ЧЛГ ВВ около года назад, и тогда возникла точно такая же ситуация: мне предложили или долго собирать анализы и ложиться в стационар, или давайте прямо сейчас и за деньги. Тогда я не был настолько юридически подкованным, поэтому согласился заплатить. Впрочем, к заместителю главного врача по медицинской части я тогда всё-таки сходил, и он назвал мне ровно те же самые аргументы про супердолгую операцию и невозможность её амбулаторного исполнения. Сейчас сожалею о том, что уже тогда не накатал жалоб во все инстанции, поскольку видно, что схема отлаженная и работает уже довольно давно.
Поскольку к постам подобного толка часто (справедливо) появляются комментарии «Ты бы ещё в Спортлото написал», заранее всех утешу: заявления главному врачу ЧЛГ ВВ, в Департамент здравоохранения Москвы, Московский фонд ОМС и в саму страховую компанию в настоящий момент готовятся. Если из этого что-нибудь получится, сделаю ещё один пост по результатам.
P. S. История с больным зубом разрешилась хорошо, пациентке удалили зуб в частной круглосуточной стоматологии. Конечно, компенсацию за оплату услуг этой клиники будем взыскивать с ЧЛГ, если потребуется — в судебном порядке. Кстати, удаление двух зубов мудрости (виновника боли и — заодно — парного верхнего) заняло у хирурга частной клиники около 35 минут. Привет врачам ЧЛГ со сказками о полутора часах на один нижний зуб.
P. P. S. Справедливости ради хочу отметить, что весь негативный опыт, который у меня был в ЧЛГ ВВ, связан исключительно с отделением хирургии. Я и мои родственники несколько раз лечились в терапии и ставили коронки в ортопедии: всё было на высшем уровне, и за те услуги, которые должны покрываться по ОМС, действительно денег никто не брал.