250

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак».

Во второй половине XX века обе страны активно работали над специальными поездами, замаскированными под обычные составы, но при этом способными запускать ракеты с ядерными боеголовками. Первой вопросами создания такого поезда в самом начале 1960-х годов озаботилась Америка. В 1961-м первые испытания прошла межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен». В отличие от предшественников, она не боялась вибраций при перемещении и не нуждалась в заправке перед стартом — новинка как нельзя лучше подходила для базирования на какой-нибудь движущейся платформе. Например, прямо на поезде.


Почему именно железнодорожный состав? Потому что поезда, оснащенные установками для запуска ракет, можно было относительно легко и быстро рассредоточить по всей стране. Стандартные для того времени шахтные установки не могли похвастаться такими преимуществами — при обнаружении их месторасположения противник мог легко уничтожить опасное оружие еще до того, как оно придет в боевую готовность.


Уже в 1960-х годах американское командование собиралось принять на вооружение 30 поездов, каждый из которых должен был нести по пять «Минитменов». Успели даже создать прототип состава! Однако потом кому-то пришла в голову идея посчитать стоимость проекта… В итоге в 1961 году от него моментально отказались.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Вторая попытка американцев вернуться к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) предпринималась во второй половине 1980-х годов. Аккурат по мотивам советского состава, известного под названиями «Молодец», «Скальпель», «поезд-призрак» и «состав номер ноль». Опытный образец прошел испытания, но наступил 1991 год, и предполагаемый соперник, против которого и создавалась махина, вдруг на время исчез из списка возможных врагов. Необходимость в поезде отпала, его создание вновь признали нецелесообразным и бесперспективным.


Зато в СССР, а потом и в России, единственный в мире БЖРК действительно стоял на боевом дежурстве и кое-как протянул аж до 2007 года. Так что же из себя представлял самый смертоносный в обитаемой части Вселенной поезд?


Советский Союз озаботился разработкой практически сразу после того, как идея зародилась где-то в недрах американской военной машины. Вообще, начало 1960-х — это один из самых напряженных периодов в истории холодной войны.


Стало ясно, что бомбардировать друг дружку придется с помощью межконтинентальных ракет, способных нести ядерный заряд. Но здесь проявилась другая проблема — все стартовые площадки на территории двух стран были известны. Значит, смысла в стационарных комплексах не было. Тогда ракеты стали прятать в шахты и устанавливать на разного рода мобильные платформы — прежде всего на бомбардировщики и подводные лодки. Как тут не вспомнить про поезда?


Несмотря на то что приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23» был подписан еще в 1969 году, полностью идея поезда-ракетоносителя оформилась только к концу 1970-х. Заниматься решением сложнейшей задачи поручили конструкторскому бюро «Южное», возглавляемому Владимиром Уткиным.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Делали ракету почти пять лет. Получилась трехступенчатая РТ-23УТТХ (модификация РТ-23). Сопла впервые встроили в сами двигатели, располагавшиеся на первой ступени. Это сделали для того, чтобы уместить орудие в вагоне. С этой же целью пришлось применять надувной обтекатель головной части ракеты. Ладно, кое-как уместили РТ-23УТТХ в поезде, но как ее запустить, чтобы на старте не повредить газовой струей сам вагон и пути?


Для этого использовали систему заклона. Как только ракета принимала вертикальное положение, она как бы выталкивалась в воздух за счет создаваемого пороховым аккумулятором давления в замкнутом пространстве. При этом включались вспомогательные двигатели, которые заклоняли ракету на определенный угол. Только после этого, уже в воздухе, включался основной маршевый двигатель, струя от которого благодаря заданному ранее углу не причиняла вреда железнодорожному составу.


Одновременно команда Алексея Уткина, брата Владимира, трудилась над подходящим железнодорожным составом-ракетоносцем. Внешне он ничем не должен был отличаться от обычного состава с рефрижераторными и пассажирскими вагонами.


За передвижение «состава номер ноль» отвечали три тепловоза. В семи вагонах размещался командный состав, в одном — горючее. Еще девять замаскированных под рефрижераторы вагонов скрывали в себе три пусковые установки. Таким образом, на одну ракету приходилось три вагона: в одном размещалась сама установка, а два соседних были нужны для распределения нагрузки тяжелого оружия.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Опытная эксплуатация первого БЖРК началась в 1983 году, однако полноценные полевые испытания готового изделия стартовали спустя полтора года. В начале 1985-го «поезд-призрак» в обстановке строжайшей секретности прибыл на стартовую площадку в Плесецк.


Боевой запуск должен был выглядеть примерно так. После соответствующей команды поезд останавливался в заданной точке маршрута. Особо крепкие гидравлические домкраты, опираясь на рельсы и шпалы, выравнивали положение вагона с ракетой. Специальное устройство разрывало контактную сеть, одновременно откидывалась в сторону крыша вагона, а ракета поднималась на специальной гидравлической установке. Затем осуществлялся запуск. На все про все уходило около трех минут.


При испытаниях не обошлось без курьезов. Первый запуск производился в лютый мороз, а поезд только-только выкатили из теплого ангара. В итоге примерзла откидная крыша. Пришлось загонять весь поезд обратно в ангар, отогревать, менять аккумуляторы. Кроме того, порой насыпь не выдерживала веса поезда и проседала.


Запускать можно было сразу три ракеты. Кроме того, благодаря наличию трех тепловозов состав умел разделяться на три части и при необходимости производить запуски из разных мест. Всего за почти три года испытаний поезд проехал 400 тысяч километров по всей стране в разных климатических зонах. За это время запустили 32 ракеты. Через города «состав номер ноль» проходил по ночам, под строжайшей охраной.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

В 1987 году первый «поезд-призрак» заступил на боевое дежурство. Всего же было создано 12 БЖРК и около сотни ракет РТ-23УТТХ. Создатели хвастались, что их детище невозможно обнаружить, а одной ракеты с десятком боезарядов, по мощности в 25 раз превышающих сброшенную на Хиросиму бомбу, хватит, чтобы опустошить какую-нибудь европейскую страну. А там и до Америки недалеко, ведь 23-метровые 100-тонные ракеты способны преодолевать по 10 тысяч километров!


На протяжении нескольких лет поезда курсировали по всей стране. В каждом составе — не менее 70 военнослужащих и ни одного гражданского, даже в качестве машинистов выступали офицеры. В местах базирования поездов в радиусе полутора тысяч километров Министерство путей сообщения специально модернизировало железнодорожные пути, заменяя рельсы на более тяжелые и устанавливая железобетонные шпалы вместо деревянных.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

В начале 1990-х, еще когда с конвейера не сошли все «поезда-призраки», передвижение составов существенно ограничили, фактически привязав их к месту дислокации. Ближе к новому столетию «Скальпели» принялись демонтировать, что продолжалось до 2007 года. Чуть ранее было объявлено о снятии поездов с боевого дежурства. Осталось лишь два музейных экземпляра — в Тольятти и Санкт-Петербурге.


Недавно в России заговорили о создании нового типа БЖРК под названием «Баргузин». Успели даже испытать предназначенные для него ракеты. Но год назад Минобороны внезапно сообщило о закрытии проекта. Слишком дорого.


Думается, это и есть основная причина отказа от уже существовавшей дюжины поездов. Речь ведь не только о содержании железнодорожных составов, но и о подверженных высокому износу путях. К тому же ближе к XXI веку стало очевидно, что при современных средствах спутниковой разведки скрыть такую установку, да еще с тремя тепловозами в комплекте, невозможно.


https://www.belvpo.com/100728.html/

Найдены возможные дубликаты

Отредактировала ltomme 7 месяцев назад
+17

Прочитал первую строчку....

США сделали вброс, а СССР повелся.

По сути - состав останавливался, выдвигались домкраты по бокам насыпи, вышибным зарядом выталкивалась ракета, потом маршевый двигатель. Дорого и неэффективно. Плюс только один -  по всему предполагаемому маршруту усилили железнодорожное полотно и мосты

В отместку СССР сделало вброс  про подземные туннелеходы

раскрыть ветку 2
+8
Пили пост. Про подземные туннелеходы. Будешь?
раскрыть ветку 1
-1

пост не буду.

можно гуглить "боевой крот"

кратко тут

http://russian7.ru/post/boevoy-krot-sekretnyy-proekt-sovet/

+6
Про усиление пути в общем и замену шпал на бетонные - пиздеж. Я живу в Красноярске, совершенно секретная база о которой знали все кому не лень находилась в сотне км от города. Кое что из строений уцелело до сих пор. В том числе и шпалы. Деревянные. И замена шпал на бетонные, как и монтаж "бархатного пути" в окрестностях города был в начале 2000х
+6

Хоть бы ссылку на первоисточник оставили - https://tech.onliner.by/2019/02/03/poezd-prizrak

+3

Корецкий "атомный поезд"  в художественном обрамлении про наш поезд в постсоветский период

раскрыть ветку 1
+1

Читал, по сравнению с другими его книгами тот еще трешачок, но по теме чуть ли не единственное художественное произведение

+1

Под сухопутные "Калибры" наверняка будут такие вагоны. Для этих ракет никакого укрепления не потребуется, они небольшие и лёгкие. Из одного вагона можно две запускать. Возможно даже на ходу, если нет контактной сети.

раскрыть ветку 7
0

Любой каприз за ваши деньги.

Club-K — российский контейнерный комплекс ракетного оружия, размещаемый в стандартном 20- и 40-футовом морском контейнере. Предназначен для поражения надводных и наземных целей.

раскрыть ветку 6
0

Вот из контейнера на ЖД-платформе на ходу вряд ли - стабилизация всё-таки нужна при пуске. А из специального вагона, который обеспечит на ходу стабильность - возможно.

раскрыть ветку 5
0

Видел такую в музее ЖД за "Варшавой" в Питере


Жаль там только снаружи осмотр экспонатов, а внутрь только в один можно попасть

раскрыть ветку 3
0

Он нонеча на Балтийском обитает, в новом музее. Каждый божий день мимо хожу, любусь гордо вздыбленным ракетным контейнером:

Мир мир охраняем, мы мир бережём,

И ядерный йух кому хочешь воткнём!..

раскрыть ветку 2
0

За Болтами? Перевезли что ли? Давно там не был, а конкретнее где?

раскрыть ветку 1
0

Жду не дождусь ТТХ спутниковой группировки, отслеживающей тепловозы по всей стране.

внимание, вопрос!

№1 - за какое время спутник пролетает над всей территорией России?

вопрос №2 - какова площадь территории РФ, которую видит спутник с геостационарной орбиты?

раскрыть ветку 33
+10

И на сколько успеет уехать поезд от места съемки, прежде, чем данные будут с него переданы, обработаны и расшифрованы? Плюс еще надо дать команду на уничтожение, а средствам для поражения поезда долететь до этой точки... Где поезда уже не будет. Так что аргумент о малой скрытности поезда не подходит.

раскрыть ветку 4
+2
Плюс ложные цели никто не отменял, кто мешает пустые поезда прицепить к трем локомотивам и гонять туда сюда?
0

о том и речь...

глупости какие-то написаны.

раскрыть ветку 2
+3

Проблема в том что спутников наблюдающих за территорией в различных диапазонах, не 1, не 2 и не 10. Их намного больше. они располагаются на различных орбитах и некоторых из них способны передавать данные в реальном времени.

раскрыть ветку 1
-3

И конечно вы сейчас проведете пример фото хоть с одного из этих спутников на разных орбитах, переданных в режиме реального времени?)))))))))))

Ведь они же есть, раз такая уверенность сквозит)))

+1

Ему не надо летать. На гсо спутники висят над одной точкой. Собственно над россией может висеть сколько угодно спутников-шпионов.

Много и не надо. Поворот камеры и можно хоть на сочи хоть на владивосток смотреть.

Тут в другом фишка. Ныне поезда напичканы навигацией, электроникой, жипиес, глонасами и тп. Отследить белую ворону без приблуд, мне кажется, легко. И с приблудами легко. Какая-нибудь нейросеть легко найдет поезд со странным поведением.

раскрыть ветку 1
-2

)))))))))

Можно фото Сочи и Владивостока с камеры такого спутника, до и после поворота камеры?))))))

Во тупые американцы, да?

Придумали кейхоул какой-то, районы патрулирования пгрк ограничивают - нет чтобы сколько угодно спутников-шпионов развести.

Не, ну какие же тупарезы-то)))))))))

-5

Времена изменились, сегодня вполне возможно на территории противника заныкать пару десятков диверсионных отрядов перед началом боевых действий, а у них мобильность достаточная, и тайников миного миного, а задач для них ещё больше. На кануне можно заминировать пути, не обязательно развилки, есть много безлюдных участков - просто чтобы сковать, и не только спец состав, но и гражданские и грузовые поезда. А поезд - трамвай, не объедет. И вот идея быстрого рассредоточения идёт нахер, т.к. часть направлений заблокирована, и узнаешь только когда приедешь. А всё потому что условия изменились - то ли государство, то ли граница не те.

Я исхожу из войны на уничтожение "сильного сильным", Россия не Сирия - цацкаться не будут - потому что ответка, теоретически, маловероятно, но если допустить то будет больно.


И с сегодняшними техническими возможностями - если что то найдено и пользуется общедоступными маршрутами, и при этом больше мотоцикла, то вполне можно нанести какие либо маркеры (состав не должен быть чистым - он должен быть такой же засраный как и другие), а имея маркеры не нужно ломать голову тот ли это состав.
раскрыть ветку 23
+4

мимо.

ты расположишь диверсантов - а подрывать пути им придется через 500 м, т.к. ты до дня "Д" не знаешь на каком именно отрезке или федеральном округе находится поезд (см. вопрос по спутникам).

Жду не дождусь, как ниндзя на мотоциклах гоняют вдоль транссиба, без понятия где именно сейчас поезд, а после этого выцеливают его кровлю из несмываемых маркеров (которые будут видны со спутников и не смываться во время остановки поезда на базе) со 100м.

раскрыть ветку 18
0
На кой какие диверсанты. Посмотрите несколько фильмов о современной торговле и строительстве. Нафиг никому не всралось взрывать фугасы. Сейчас войны идут экономические, культурные и пр. На кой фугасы если противника можно купить или раздолбать его правительство?
раскрыть ветку 3
ещё комментарии
-1
Иллюстрация к комментарию
-1

НЕ реклама - почитайте «Атомный поезд» Данила Корецкого - почти один-в-один) тема интересная (бжрк)

раскрыть ветку 1
0

Тема интересная- книга имхо кал. Как по мне - одна из худших у Корецкого

-10

Много болтовни про омерегу...

От поездов они отказались совсем по другому поводу - гонять поезда по частным железным дорогам оказалось дороже стоимости самих поездов за определенный промежуток времени, тем более, что флот с  Томагавками имелся уже  практически на подходе, а Томагавк тоже носитель ЯО.

раскрыть ветку 12
+6

Ох уж эти эксперты. Какие Томагавки, что ты несешь?

У Сша планировалась ракета MX в 3 вариантах базирования, от которых в итоге отказались из-за цены строительства инфраструктуры и развала СССР в 1991г.

В СССР особо деньги не считали и ответом на программу MX была ракета РТ-23УТТХ, которую так же планировали развернуть в шахтном, мобильном и железнодорожном варианте.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
-4

Сам себя перечитай.

Инфраструктура в жд варианте и подразумевалась - помимо строительства пунктов ТО для бржк ещё и огромные затраты на перемещение по частным жд линиям, помимо Оплаты они так же требовали вклад Фед/бюджета в модернизацию их частных дорог в смысле необходимости улучшения полотна при прохождения таких тяжеловесных вагонов.

Ну а про шахтную  систему базирования МХ не писал только ленивый, где на одну ракету требовалось 5 шахт для хранения всех ступеней и до десятка ложных .

Так что не  эксперди сам  особо...

раскрыть ветку 2
-1

Так-то бжрк путин списал. Сейчас вон стоит в музее ржд в спб.

раскрыть ветку 7
0

Бжрк списали потому что выходил гарантийный срок ракет р23, а производство их осталось на ныне недружественной Украине.

раскрыть ветку 6
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: