Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта»

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Время поднять бокалы за первый серийный автомобиль нашей страны — «Руссо-Балт». Его выпуск начался 115 лет назад, 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года в Риге, на Русско-Балтийском вагонном заводе.

Представляете, в городе Павлодар (республика Казахстан) сохранилась теплушка, выпущенная Русско-Балтийским вагонным заводом в 1894 году — за два года до постройки первого русского автомобиля инженерами Яковлевым и Фрезе! А колёсные пары уникального вагона и того старше — изготовлены в 1877 году. Раритет отыскали на станции Туз-Кала, и теперь он — экспонат.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

«Русско-Балтийский», тип С24/30, шасси № 1. Проба сил в «дорожном конкурсе» по маршруту Санкт-Петербург — Псков — Рига — Псков — Санкт-Петербург, 14–18 августа 1909 года. Радиатор пока украшает не фигурка двуглавого орла, а триколор.

«Вагонный» в названии завода — ключевое слово. Привязывать названия предприятий к глобусу любили всегда. Так в Ревеле (нынешнем Таллине) действовало Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество. Тоже, между прочим, «Руссо-Балт»! Там спускали на воду легендарные «Новики». А в самой Риге «Русско-Балтийских» было целых три: Русско-Балтийская фабрика напильников, Акционерное общество Русско-Балтийского завода для производства проволоки, гвоздей и заклёпок, ну и — Русско-Балтийский вагонный завод.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Вид на Русско-Балтийский вагонный завод в Риге с водонапорных башен Анна и Жанна, ровесниц первого русского автомобиля. Снимок начала ХХ века. В начале XXI века в этих местах развернутся события телесериала «Квест» (режиссёр Андрей Загидуллин, в главных ролях Агата Муцениеце, Павел Прилучный и др.).

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Такие теплушки, вмещавшие до 40 человек либо 8 лошадей, выпускал Русско-Балтийский вагонный завод в Риге. Сегодня это — экспонат парка воинской славы в Павлодаре (Казахстан).

Завод возник на волне экономического подъёма, сопровождавшего царствование Александра III. Развивалось железнодорожное сообщение, и правительство заказало 500 вагонов для дороги Рига — Двинск (Даугавпилс) кёльнскому вагоностроительному заводу Gebr. van der Zypen und Charlier GmbH. Хозяева — братья Цыпены, братья Шарлье и инженер Франц Шульц — посчитали, что выгоднее строить вагоны прямо в Риге — так с них не возьмут ввозную пошлину. Предприниматели облюбовали участок на рабочей окраине Риги, на Вольмарше-штрассе (Рига — город лифляндских немцев), где в 1869 году и открыли филиал.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Бельгийский Fondu Type CF 24/30 с кузовом лимузин ателье Decunsel, 1906 г. Инженер швейцарского происхождения Жюльен Поттера, переманенный с фабрики Шарля Фондю на РБВЗ, недолго думая, принял эту свою конструкцию за основу. Фабрика Charles J.B. Fondu в Вилворде просуществовала до 1912 года и вошла в автомобильную историю главным образом как разработчик прототипа первых «Руссо-Балтов».

К тому времени завод Van der Zypen und Charlier считался одним из лучших в Европе. А началась его история в 1845 году, когда кёльнский купец Альбер Шарлье подбил крупного льежского каретника Фердинанда ван дер Ципена переключиться на производство вагонов — эпоха почтовых дилижансов уходила. Завод Van der Zypen und Charlier часто называют германско-бельгийским предприятием. Но вот незадача: тот из основателей, кого принимают за немца — ван дер Ципен — ни слова не мог вымолвить по-немецки! Тогда как его партнёр с, казалось, очевидной галльской фамилией, и говорил по-немецки, и проживал в Кёльне, и место для завода подобрал в районе Кёльн-Дойц, через забор от Gasmotoren-Fabrik Deutz, что впоследствии войдёт в концерн Klöckner-Humboldt-Deutz AG (KHD). Эта фирма хорошо знакома нам по «магирусам». Примечательно, что основатель фабрики двигателей внутреннего сгорания Gasmotoren-Fabrik Deutz Ойген Ланген входил в правление Van der Zypen und Charlier, имел там долю и даже что-то для завода конструировал. Ещё один любопытный факт: помимо прицепного состава, трамваев и мотрис с 1923 по 1928 год завод строил собственные грузовики и автобусы.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Найденный в 1966 году в городе Кимры «Русско-Балтийский» тип К 12/20 доставили на Завод опытных конструкций НАМИ. На восстановление ушло 9 месяцев. 3 ноября 1967 года автомобиль совершил пробную поездку. Снимок сделан в НАМИ рядом с опытным образцом RAF-982‑1, который уже переименовали из Cyclone в Latvija.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Вот, что удалось осталось от «Русско-Балтийского», некогда служившего в Петровском пожарном обществе Риги.

В 1874 году российские банки выкупили рижский филиал Van der Zypen und Charlier, превратив его в акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода. К началу ХХ века там трудилось более 3500 рабочих. В 1900 году РБВЗ выпустил 5513 товарных и 219 пассажирских вагонов. А когда наметилось снижение спроса на подвижной состав, правление РБВЗ решило выпускать автомобили.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Пожарная линейка «Руссо-Балт» тип D 24/40, восстановленная в 1978 году энтузиастами рижского Antīko automobiļu klubs во главе с Виктором Кулбергсом. Снимок сделан в музее пожарной охраны Риги. Клубу пришлось приложить немало усилий, чтобы, когда был построен «Мотормузей», заставить пожарных вернуть экспонат.

Если вам в ближайшее время посчастливится оказаться в Риге, непременно посетите обновлённый Motormuzejs. Во-первых, там выставлен один из двух дошедших до нас «Руссо-Балтов» (другой хранится в Москве, в депозитарии Политехнического музея). Во-вторых, в магазинчике при музее можно приобрести книгу Эдвиньша Лиепиньша «Rigas Auto». На сегодняшний день это наиболее подробное и точное изложение истории автомобилей марки «Русско-Балтийский». Эдвиньш Янович, с которым мне однажды посчастливилось общаться, собрал и подал информацию с присущими ему взвешенностью и тактом.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Реклама Автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с перечислением наград ралли «Монте-Карло» 1912 года.

Разумеется, Эдвиньш Лиепиньш не первым затронул эту тему. История «Руссо-Балта» волновала многих исследователей. Притом, что вся страна при первом удобном случае повторяла сталинский лозунг: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь». Первым, кто дерзнул подвергнуть сомнению этот тезис, был Юрий Аркадьевич Хальфан. В 1960 году вышла его брошюра «Первые русские автомобили и их эксплуатационные качества». Сталин, напомню, ещё лежал в мавзолее рядышком с Лениным. Конечно, смешно сравнивать мощности РБВЗ (Хальфан оценил их в 350 автомобилей в год) с мощностями Горьковского автозавода, подразумеваемых Сталиным в докладе на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) в январе 1933 года. И всё же, факт начала промышленного производства автомобилей ещё до революции многих заставил вдумчивей отнестись к истории Родины.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Масштабная модель (М1:15) «Руссо-Балта» Тип C 24/40, в 1912 году занявшего 9‑е место в абсолютном зачёте 2‑го ралли Монте-Карло, а также получившего 1‑й «приз маршрутов». Автор — Джеральд Уингроу. Модель выполнена по заказу издателя Automobile Quarterly Скотта Бэйли. В октябре 2013 года ушла с аукциона Bonhams за $5625.

Число выпущенных РБВЗ автомобилей постоянно уточнялось. Хальфан писал о 451 легковом, 10 грузовых и нескольких десятках специальных автомобилей. Историк Валерий Иванович Дубовской имел основание считать, что в Риге выпустили 581 автомобиль, оговариваясь, что это не окончательные данные. Журналист Лев Михайлович Шугуров сначала оценивал их количество в 700–800 машин, а в дальнейшем называл число 625. Изучению и популяризации марки «Руссо-Балт» Шугуров отдавал все силы. Его книга «Погоня за Руссо-Балтом» стала, по сути, opus magnum, делом всей его жизни.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Один из самых красивых «Русско-Балтийских», Тип C 24/40 с кузовом лимузин в стиле «модерн», на заводском дворе, 1912 г.

А что же с настоящими машинами? Первый «Русско-Балтийский» был обнаружен в 1965 году в городе Кимры Калининской (ныне Тверской) области — там его по регистрационным карточкам Госавтоинспекции отыскали работники Киностудия им. Горького — им требовался автомобиль времён Гражданской войны для съёмок в фильме «Орлята Чапая». Автомобиль в 1929 году был приобретён местным жителем Александром Александровичем Орловым, а в 1942 году после разморозки блока цилиндров оставлен догнивать в торфяном сарае. В кино «Руссо-Балт» так и не снялся. Его отдали реставрировать в НАМИ (руководил работой Николай Сергеевич Соколов). Интересно, что после ремонта двигатель развил на тормозном стенде заявленную мощность — 20 л. с. при 1200 об/мин. В ноябре 1967 года «Русско-Балтийский» Тип К 12/20 занял место в экспозиции Автомобильного отдела Политехнического музея в Москве.

В настоящую погоню за «Руссо-Балтом» пустились энтузиасты из рижского Antīko automobiļu klubs (ААК) во главе с Виктором Кулбергсом. Они привлекли к поискам газеты, радио и телевидение ЛССР. После такой огласки и удалось обнаружить второй из «Руссо-Балтов» — пожарный «Тип D».

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Стенд автомобильного отдела РБВЗ на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, 1913 г. По бороде на две стороны узнаётся председатель правления завода Михаил Владимирович Шидловский — зачинатель автомобильного и аэропланного дела на РБВЗ, отец российской стратегической авиации. В 1919 году арестован ЧК, обвинен в шпионаже и расстрелян 14 января 1921 г. Реабилитирован в 1998 году.

Произошло это при мистических обстоятельствах. В июне 1976 года ААК проводил ретро-ралли «Валмиера-76». Вечером после финиша на берегу Гауи устроили пикник. В самый разгар веселья из темноты неожиданно материализовался старичок, и без предисловий поинтересовался у собравшихся: «А вам «Руссо-Балт» не нужен?» Нежданного гостя звали Ян Янович Межпапанс, он был потомственный пожарный и жил в деревне Рауна. От отца ему достался пожарный «Русско-Балтийский» Тип D 24/40. Участники пикника повскакивали с лавок, несмотря на количество выпитого пива завели машины и посреди ночи понеслись в Рауну. Находка того стоила! Правда, назвать её автомобилем тогда никто не решился бы. Раму хозяин разрезал и соорудил из неё… телевизионную антенну! Двигатель был чужой, задний мост… зато коробка передач, радиатор, рессоры, крылья. Да и раму удалось сварить обратно. Первый показ автомобиля состоялся в 1978 году на выставке «Авто-Мото-Ретро» в Риге. А затем автомобиль поставили в рижский Пожарный музей.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Зенитная установка на шасси «Руссо-Балт» Тип Т 40/65 с 76,2‑мм пушкой системы Лендера-Тарновского 2‑го Отдельного батальона для стрельбы по воздушному флоту, Западный фронт, 1915 г.

Призывы энтузиастов из AAK услышали даже за океаном: в 1976 году в самом авторитетном историческом автомобильном журнале Automobile Quarterly вышла большая статья о «Русско-Балтийском». Написал её Александр Эдуардович Ульманн, иммигрант из России, большой энтузиаст автоспорта (в частности, в декабре 1950 года он учредил 12‑часовые гонки в Себринге). В том же выпуске Automobile Quarterly читателей знакомили с удивительным макетчиком из Великобритании, Джеральдом Уингроу. Он выполнил в масштабе 1:15 подробнейшую копию «Руссо-Балта», участвовавшего в 1912 году во 2‑м ралли Монте-Карло. Получалось, о «Русско-Балтийском» на Западе знали едва ли не больше, чем в СССР! Впрочем, в том интервью Джеральд Уингроу признавался, что получал информацию от директора Политехнического музея в Москве.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

«Руссо-Балт» Тип К 12/30 в городе Луга, в ходе пробега Петроградского автомобильного клуба по маршруту Петроград — Псков — Петроград 30 сентября — 1 октября 1922 года. Автомобиль был представлен на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, а после революции реквизирован новой властью. На нём зав технической частью автоотдела Петросовета Густав Янович Вия занял 1 место в IV категории.

Современные историки Иван Баранцев, Станислав Кирилец, Владислав Малофеев, Константин Шляхтинский и другие продолжают уточнять список выпущенных РБВЗ автомобилей. Художники Александр Захаров и Андрей Атюкин на основании разрозненных изображений выполнили прекрасные иллюстрации-реконструкции различных моделей завода РБВЗ.

После всех бурь, пронёсшихся над Россией в ХХ веке, историю легендарной марки приходится восстанавливать буквально по крупицам. Какие автомобили и в каком количестве выпустили после эвакуации завода из Риги в Петроград в 1915 году? Что и сколько сделали уже после 1917 года в Москве, на заводе в Филях? Многое ставится под сомнение и подтверждается вновь.

Как в Риге зародился русский автопром: история «Руссо-Балта» Авто, Изобретения, Техника, Длиннопост

Закрытый показ для российских журналистов прототипа Russo-Baltique Impression на макетной фирме Gerg GmbH, февраль 2006 года. Грузинский дизайнер Звиад Валерьянович Циколия первоначально задумывал машину как Bugatti, но после смены запроса проект переделали в Russo-Baltique. Видный американский автомобильный фотограф и журналист Уинстон Гудфеллоу по поводу этого проекта раздражённо сказал: «Вы, русские, слишком много о себе мните!».

Усилиями энтузиастов тема Русско-Балтийского автомобильного завода приобрела общественное значение. Бизнесмен Виктор Анатольевич Такнов приобрёл права на торговую марку «Руссо-Балт» и при участии инжинирингового ателье A:Level и германской макетной мастерской Gerg GmbH в 2006 году предпринял попытку мелкосерийного производства купе «гран-туризмо» Russo-Baltique Impression. «Мосфильм» и возрождённая Рижская киностудия построили собственные игровые реплики «руссо-балтов» для съёмок исторических фильмов («Конь белый», «Стражи Риги» и др.). В центре Москвы открылась 5‑звёздочная гостиница «Руссо-Балт». Под маркой «Руссо-Балт» в России также выступает официальный поставщик авиационных дизелей Red aircraft GmbH. Появились также водка и икра марки RussoBaltique!

Сразу две команды мастеров-реставраторов, в Майкопе (возглавляемая Дмитрием Коржовым) и в Новосибирске (руководимая Владимиром Курдюмовым) воссоздают по найденным в архивах чертежам реплики «Руссо-Балтов». И, конечно, все, кто увлечён автомобильной историей, не теряют надежды однажды обрести ещё один оригинальный Русско-Балтийский автомобиль. Чудеса иногда случаются.

Источник

Автомобильное сообщество

27.1K постов48.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.