Как учатся художники. Часть 1.
Как и обещала,пишу про то,как и чему нас учат. В этот раз я пишу про офорт.
Офорт - это углубленная гравюра на металле,выполненная при помощи травления. Дословно eau forte с французского переводится, как "крепкая водка";так раньше называли азотную кислоту,которой травили металл. В наше время азотную кислоту часто заменяют более слабым,но не таким ядовитым и опасным хлорным железом шестиводным.
Офорт - это часть эстампа,эстамп же(фр. estamp - штамповать) - графический оттиск с печатной формы,которая создаётся самим художником. В офорте каждый оттиск уникальный,никогда не получится сделать два абсолютно одинаковых оттиска,даже если печать производится с одной и той же доски. Кстати,доской мы называем печатную форму,ту самую металлическую пластину с награвированным изображением.
В офорте много различных манер,все они успешно могут совмещаться,что даёт колоссальное разнообразие в конечном итоге. Травленый штрих,акватинта,резерваж,лавис,мягкий лак, меццо-тинто,карандашная манера,пунктирная манера,резцовая гравюра,сухая игла - все это разные манеры офорта. Из всех этих техник самые старые - резцовая и сухая игла,они же самые тяжёлые в плане исполнения,так как насыщенность тона зависит от глубины и частоты вырезанных штрихов. Помню,как у меня жутко сводило запястья и были мозоли на пальцах от зажатого шила. Сама я пока умею использовать только сухую иглу и травленый штрих,в планах приступить к акватинте,мягкому лаку и меццо-тинто.
Ну а ниже покажу несколько работ в процессе. Техника - травленый штрих.
Этого играющегося котёнка я собиралась перепечатать вчера,ибо оттиск получился невыразительный и плоский,но,как всегда,все планы пошли по косой,и ничего я не сделала. Как можно заметить, рисунок переведен на доску в зеркальном отображении. Сами доски я покрываю кузбасс-лаком(отмывается скипидаром,уайт-спиритом,сольвентом,да и стоит дешевле офортного лака намного),либо офортным лаком. Он бывает твердым,бывает жидким. Для травленого штриха неважно,какой грунт брать,лишь бы кислоту удерживал. Вот для мягкого лака уже нужно специальный грунт покупать. У меня грунт жидкий,наношу его кистью с обеих сторон,а после этого доску надо закоптить:
Делается это для того,чтобы грунт стал устойчивым к кислоте. Самое главное - не перекопать,иначе держаться на доске не будет. Как понять,что грунт готов? Он становится непроницаемо черным и глянцево блестит.
Кузбасс-лак коптить не нужно)
Далее переносим рисунок на доску. Кстати, совершенно необязательно переносить все детали(у этого носорога,например,самые мелкие детали я не переносила на кальке),можно ограничиться основными контурами,а уже остальные штрихи гравировать на самой доске
Когда все награвировано - доски отправляются принимать кислотные ванны)
Кстати, кислоту мы разводим сами,соотношение где-то 1:4,2:4.. FeCl3 и вода. По цвету должна получаться ядерно-оранжево-зеленоватая жидкость. В такой "водичке" наши медные доски лежат где-то минут 20-25(в старой кислоте, которую использовали уже несколько раз - дольше).
Ну и потом,когда время приходит, вынимаем доски,смываем обычной водой кислоту,а потом и грунт,чтобы приступить уже к печати. Важно - все это в перчатках делается, лучше в резиновых хозяйственных,ибо если капнет на руки - не прожжет,но ожог случится. Ниже можно увидеть,что бывает с руками(ну я ещё и по улице без перчаток шла в январе,чем усугубила эффект,но все же)
.
.
.
Собственно,это нанесение самой краски)
Краска офортная,типографская пойдет(но отмывается ОЧЕНЬ тяжело,маслом тоже неплохо печатать можно,но его нужно подготовить - выдавить и подождать хотя бы пару часов,чтобы масло лишнее вытекло,иначе оттиск будет в масляных разводах. Я привыкла наносить старой недействительной банковской картой,или какой-то другой картой,которая не нужна. Потом все это добро нещадно снимается куском газеты,или капронки. В итоге доска должна остаться чистой,а краска - только в штрихах.
Чистенькая доска.
Ну а далее берется лист офортной бумаги(кстати,забыла сказать - бумагу надо замачивать,а перед печатью промакивать в газетах до тех пор,пока лист не станет сырым,но при этом перестанет блестеть от воды. Главное,не пересушить,а грань эта очень тонкая:)). Я прям очень полюбила Fabriano,и качественная,и относительно недорогая(370р за лист 50×70 - это ещё по-божески. Итак,берется,доска,кладется на талер(стол офортнрго станка) на чистый лист чего-нибудь (только не газеты),сверху это накрывается офортной бумагой, потом накрывается толстым фетром и... Крутится колесо,вал под давлением прокатывает наш "бутерброд" из меди с бумагой и в конце,откинув фетр,сняв бумагу с доски,мы видим результат.
Это относительно хороший оттиск. Есть косяки с недочищенным небом,с окнами домов, слишком сильно давила на иглу при гравировке,но в целом не критично.
Этот так себе. Сойдёт, конечно,но могло быть и лучше. Изначально это вообще была сухая игла,но потом решено было продолжить в травленом,ибо такой плотный штрих в сухой игле делать - самоистязание и мазохизм.
Вообще пост получился очень огромным,а я рассказала далеко не все,что хотела,так что вторую часть напишу на днях.
Ну а пока..
"гори оно все синим пламенем..."
P.s.
Бардак везде) без него никуда. Особенно в художественных мастерских.
P.p.s.
Так же прошу прощения за плохое качество некоторых фоток - часть была снята при слабом освещении,часть на старый телефон с плохой камерой.
Лига Художников
41.9K постов33K подписчика
Правила сообщества
0. Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно, а критиковать — конструктивно! Если видите грубость без аргументов, призовите@admoders .
1. Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.
2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.
Для начинающих/неопытных есть Младшая Академия.
3. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг.
4. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой.
5. ТЕМАТИКА СООБЩЕСТВА
- Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, лекции, полезности для художников.
- Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы...
- Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ читайте по ссылке =) Что влияет на успех поста? Как сделать пост заметнее?
1. Всегда добавляйте картинку с законченной работой наверх поста.
2. Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей.
3. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото.
Или напишите про факт копии / срисовки в тексте поста.
Иначе зрители принимают пост за плагиат / воровство.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИКАБУ (про весь сайт, а не одно соо)
1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".
2. Эротика разрешена в NSFW-сообществах.
3. Торговля разрешена в спец. соо Лавка Пикабу.
- Нарушением будут продажи / коммерция / обсуждение цен вне "Лавки Пикабу".
- Вместо этого автор может оставить свои контакты в посте и профиле.