Как учатся художники. Часть 1.

Как и обещала,пишу про то,как и чему нас учат. В этот раз я пишу про офорт.


Офорт - это углубленная гравюра на металле,выполненная при помощи травления. Дословно eau forte с французского переводится, как "крепкая водка";так раньше называли азотную кислоту,которой травили металл. В наше время азотную кислоту часто заменяют более слабым,но не таким ядовитым и опасным хлорным железом шестиводным.


Офорт - это часть эстампа,эстамп же(фр. estamp - штамповать) - графический оттиск с печатной формы,которая создаётся самим художником. В офорте каждый оттиск уникальный,никогда не получится сделать два абсолютно одинаковых оттиска,даже если печать производится с одной и той же доски. Кстати,доской мы называем печатную форму,ту самую металлическую пластину с награвированным изображением.

В офорте много различных манер,все они успешно могут совмещаться,что даёт колоссальное разнообразие в конечном итоге. Травленый штрих,акватинта,резерваж,лавис,мягкий лак, меццо-тинто,карандашная манера,пунктирная манера,резцовая гравюра,сухая игла - все это разные манеры офорта. Из всех этих техник самые старые - резцовая и сухая игла,они же самые тяжёлые в плане исполнения,так как насыщенность тона зависит от глубины и частоты вырезанных штрихов. Помню,как у меня жутко сводило запястья и были мозоли на пальцах от зажатого шила. Сама я пока умею использовать только сухую иглу и травленый штрих,в планах приступить к акватинте,мягкому лаку и меццо-тинто.


Ну а ниже покажу несколько работ в процессе. Техника - травленый штрих.

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео
Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Этого играющегося котёнка я собиралась перепечатать  вчера,ибо оттиск получился невыразительный и плоский,но,как всегда,все планы пошли по косой,и ничего я не сделала. Как можно заметить, рисунок переведен на доску в зеркальном отображении. Сами доски я покрываю кузбасс-лаком(отмывается скипидаром,уайт-спиритом,сольвентом,да и стоит дешевле офортного лака намного),либо офортным лаком. Он бывает твердым,бывает жидким. Для травленого штриха неважно,какой грунт брать,лишь бы кислоту удерживал. Вот для мягкого лака уже нужно специальный грунт покупать. У меня грунт жидкий,наношу его кистью с обеих сторон,а после этого доску надо закоптить:

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Делается это для того,чтобы грунт стал устойчивым к кислоте. Самое главное - не перекопать,иначе держаться на доске не будет. Как понять,что грунт готов? Он становится непроницаемо черным и глянцево блестит.


Кузбасс-лак коптить не нужно)

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Далее переносим рисунок на доску. Кстати, совершенно необязательно переносить все детали(у этого носорога,например,самые мелкие детали я не переносила на кальке),можно ограничиться основными контурами,а уже остальные штрихи гравировать на самой доске

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео
Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Когда все награвировано - доски отправляются принимать кислотные ванны)


Кстати, кислоту мы разводим сами,соотношение где-то 1:4,2:4.. FeCl3 и вода. По цвету должна получаться ядерно-оранжево-зеленоватая жидкость. В такой "водичке" наши медные доски лежат где-то минут 20-25(в старой кислоте, которую использовали уже несколько раз - дольше).


Ну и потом,когда время приходит, вынимаем доски,смываем обычной водой кислоту,а потом и грунт,чтобы приступить уже к печати. Важно - все это в перчатках делается, лучше в резиновых хозяйственных,ибо если капнет на руки - не прожжет,но ожог случится. Ниже можно увидеть,что бывает с руками(ну я ещё и по улице без перчаток шла в январе,чем усугубила эффект,но все же)

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

.

.

.

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео
Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Собственно,это нанесение самой краски)

Краска офортная,типографская пойдет(но отмывается ОЧЕНЬ тяжело,маслом тоже неплохо печатать можно,но его нужно подготовить - выдавить и подождать хотя бы пару часов,чтобы масло лишнее вытекло,иначе оттиск будет в масляных разводах. Я привыкла наносить старой недействительной банковской картой,или какой-то другой картой,которая не нужна. Потом все это добро нещадно снимается куском газеты,или капронки. В итоге доска должна остаться чистой,а краска - только в штрихах.

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Чистенькая доска.



Ну а далее берется лист офортной бумаги(кстати,забыла сказать - бумагу надо замачивать,а перед печатью промакивать в газетах до тех пор,пока лист не станет сырым,но при этом перестанет блестеть от воды. Главное,не пересушить,а грань эта очень тонкая:)). Я прям очень полюбила Fabriano,и качественная,и относительно недорогая(370р за лист 50×70 - это ещё по-божески. Итак,берется,доска,кладется на талер(стол офортнрго станка) на чистый лист чего-нибудь (только не газеты),сверху это накрывается офортной бумагой, потом накрывается толстым фетром и... Крутится колесо,вал под давлением прокатывает наш "бутерброд" из меди с бумагой и в конце,откинув фетр,сняв бумагу с доски,мы видим результат.

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Это относительно хороший оттиск. Есть косяки с недочищенным небом,с окнами домов, слишком сильно давила на иглу при гравировке,но в целом не критично.

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

Этот так себе. Сойдёт, конечно,но могло быть и лучше. Изначально это вообще была сухая игла,но потом решено было продолжить в травленом,ибо такой плотный штрих в сухой игле делать - самоистязание и мазохизм.


Вообще пост получился очень огромным,а я рассказала далеко не все,что хотела,так что вторую часть напишу на днях.

Ну а пока..

Как учатся художники. Часть 1. Длиннопост, Длиннотекст, Офорт, Рукоделие с процессом, Художник, Травленый штрих, Эстамп, Видео

"гори оно все синим пламенем..."


P.s.

Бардак везде) без него никуда. Особенно в художественных мастерских.


P.p.s.

Так же прошу прощения за плохое качество некоторых фоток - часть была снята при слабом освещении,часть на старый телефон с плохой камерой.

Лига Художников

41.9K постов33K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

0. Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно, а критиковать — конструктивно! Если видите грубость без аргументов, призовите @admoders.

1. Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях.


2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.

Для начинающих/неопытных есть Младшая Академия.

3. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг.

4. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой.


5. ТЕМАТИКА СООБЩЕСТВА

- Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, лекции, полезности для художников.

- Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы...

- Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.



ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ читайте по ссылке =) Что влияет на успех поста? Как сделать пост заметнее?

1. Всегда добавляйте картинку с законченной работой наверх поста.

2. Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей.

3. Укажите оригинального автора, если у вас копия другой работы или срисовка фото.

Или напишите про факт копии / срисовки в тексте поста.

Иначе зрители принимают пост за плагиат / воровство.



ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИКАБУ (про весь сайт, а не одно соо)

1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".

2. Эротика разрешена в NSFW-сообществах.

3. Торговля разрешена в спец. соо Лавка Пикабу.

- Нарушением будут продажи / коммерция / обсуждение цен вне "Лавки Пикабу".

- Вместо этого автор может оставить свои контакты в посте и профиле.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

тула?)) если нет, то везде похоже))

мало описано как подготавливают доску (если это про офорт на металле, сухая игла и. т.п. мы полировать помню в свое время ..... в общем замучались))))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, Москва) я опишу на днях,может,ещё фоток найду,пост и так огромный получился
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку