Как стандартизируют проективные тесты
Сначала выбирают стимул, в котором есть что-то, что сработает как "триггер" (от английского слова trigger — защёлка, спусковой крючок или событие, которое служит причиной действия или ситуации). В увиденном должно быть что-то такое, что "нажмёт на курок" и сделает необратимым действие ассоциативного процесса.
Например, у нас три картинки, на две дают интересные отклики, а третью описывают, как в школе на уроке в начальных классах. Третья не "запускает" механизм проецирования своего внутреннего мира, она бесполезна для получения богатого проективного материала, поэтому её в дальнейшую работу не берут.
Потом проводят так называемое "пилотажное исследование" – так называется пробное, поисковое по своей сути, прикидочное и упрощённое исследование.
На этом этапе придумывают рабочие гипотезы. Они должны быть валидными. Это слово трудно перевести, самое близкое значение это "настоящесть". Что-то, что существует по-настоящему, в науке можно валидизировать – признать существующим.
Пример валидности - идея того, что морская вода солёная, потому что в ней есть соль (в данном случае перед нами ОЧЕВИДНАЯ валидность, попробовать морскую воду на вкус может каждый, и она каждый раз будет солёной). Как нам измерить солёность, которая очевидно существует и настоящая? Линейка и градусник не годятся, нужны другие методы. И методы измерения тоже должны быть настоящими (это называется КОНСТРУКТИВНАЯ валидность).
В проективных тестах и очевидная, и конструктивная валидность на очень низком уровне. Почти за сто лет существования проективных тестов никто так и не смог доказательно подтвердить, ЧТО именно они измеряют в психике (читай, морской воде).
Применительно к аналогии с морской водой, это тот этап, когда никто ещё не выпарил соль и не доказал, что солёность вот она, добывается из любой морской воды, она бывает на самом деле независимо от того, кто пробует на вкус морскую воду – Петя, Вася, Маша или Серёжа.
Конструктивная валидность, то, КАК они измеряют, у проективных тестов в таком же плачевном положении. Поэтому прямых вопросов про любой вид валидности, "А откуда вы взяли, что прерывистые линии на рисунке это импульсивность как свойство человека?" психологи не любят. Так написано в книге, которая перепечатывает предыдущую книгу, вот и всё объяснение.
В посте "Проективная психология"
http://pikabu.ru/story/proektivnaya_psikhologiya_4516266
бонусом был вопрос "Что вы видите на этой картинке?"
Ответы в комментариях дали 18 человек. Благодаря их отзывчивости мы можем познакомиться с тем, как СТАНДАРТИЗИРУЮТ проективные тесты, потому что проективные методики делятся на те, которые измеряют непонятно что, не пойми как и убогим инструментом (не стандартизированы) и на те, которые измеряют непонятно что, не пойми как и правильным инструментом (стандартизированы).
Для стандартизации прибегают к процедуре контент-анализа: выделяют смысловые единицы ответов и подсчитывают, сколько раз встретилась каждая из них. Ту, что встретилась в двух третях случаев (в нашем примере 12 человек из 18 сказали о растениях и их видах), называют ПОПУЛЯРНЫМ ответом на стимул. Оставшаяся треть даст редкие и оригинальные ответы.
Дальше следует подмена тезиса, которую психологи не любят обсуждать, - популярный ответ начинают считать НОРМОЙ. А редкие и оригинальные якобы НЕ норма. Это неверно. Они просто редко встречаются на выборке в тысячу или несколько тысяч человек (стандартизируют обычно на пяти тысячах людей одного образовательного уровня).
Соответственно, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ и толкование результатов, это сравнение со статистическим средним, с частотой встречи таких же ответов по выборке. И всё.
Большего проективные тесты, с точки зрения доказательного научного подхода, пока не могут. Самое интересное, что новейшие методы нейровизуализации (МРТ, ОФЭКТ) тоже не могут сказать, ЧТО именно в ПСИХИКЕ, а не в мозге, они выявляют.
Инструменты технически изощрённее, связь между полученными данными о мозге и изучаемым феноменом такая же неочевидная.
Интерпретация и толкование результатов, по сути, такое же сравнение со статистическим средним и с частотой встречи таких же ответов по выборке пациентов с тем или иным диагнозом.
Вот, например, статья 2008 года,
Роль нейровизуализации в социальной психологии развития
The Role of Neuroimaging in Developmental Social Psychology
http://link.springer.com/article/10.1007/s11682-008-9044-1
Вот статья 2006 года,
Изучение психики и мозга с помощью функционального МРТ
Studying mind and brain with fMRI
http://scan.oxfordjournals.org/content/1/2/158.full
А вот уже и Руководство 2015 года,
Нейровизуализация и лечение психосоциальных зависимостей: руководство для исследователей и клиницистов
Neuroimaging and Psychosocial Addiction Treatment. An Integrative Guide for Researchers and Clinicians.
http://link.springer.com/book/10.1057%2F9781137362650
По содержанию это обзорные статьи с выводами уровня "вопрос необходимо изучать и дальше". Темна вода во облацех, как и сто лет назад. Правда, наше предшественники не боялись высказывать смелые догадки и публиковать их. Истину они ставили выше репутаций.







Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.