Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области

Подмосковный угольный бассейн был открыт в 1722 году. Систематическая добыча угля началась в 1855. С приходом индустриализации в 30-х годах прошлого века вырасла потребность в топливе. И даже не самый лучший по качеству уголь Мосбасса был необходим для развития страны. Именно в это время началось активное развитие угольной промышленности в нашем регионе.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Места залегания угля. Фото с просторов интернета.

Тульская область являлась центром добычи Подмосковного угольного бассейна, и основным поставщиком бурого угля для таких потребителей центрального региона как ТЭЦ, котельных, производственных предприятий и частного сектора. В лучшие годы, когда страна восстановилась после ВОВ, в области действовало свыше сотни угледобывающих предприятий.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фотография таблички в Узловском краеведческом музее.

Наряду с увеличением добычи строились города и рабочие поселки, создавалась инфраструктура. Вместе с угольной промышленность развивался и ЖД-транспорт.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Список станций Новомосковский дистанции пути.

Вот схема Новомосковской дистанции пути в лучшие её годы. Подъездные пути, отмечены розовым, относились к Новомосковскому ПТУ - Промтрансуправление, и таких ПТУ было несколько на территории Тульской области: Богородицкое, Щёкинское.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фотография в Узловском краеведческом музее

Мой отец работал машинистом в грузовых с 83 года. Он рассказывал, что в те годы поездов с Узловой на Ряжск и обратно было очень много. Все ехали четко по графику, потому что если опоздаешь, то поставят на скрещение и времени доехать не хватит, соответственно получишь нагоняй.

Один старый инструктор говорил, что на ряжском участке почти на каждой станции МПС был закрепленный маневровый тепловоз, и была целая колонна машинистов, работавших на этом плече.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фото с просторов интернета.

А вот на картинке выше схема путей Щёкинского ПТУ. Железнодорожное путевое развитие объединяло огромный промышленный комплекс, и позволяло перевозить местные грузы в обход главных ходов, не мешая транзитным и пассажирским перевозкам.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фотография в Узловском краеведческом музее

Вообщем, это был процветающий край. Рабочие люди - шахтеры и железнодорожники получали хорошие зарплаты, было много работы, строилось и выдавалось жильё. До сих пор диву даешься, когда заезжаешь в небольшой шахтерский посёлок, а там огромный ДК, или большой кинотеатр, типовые советские школы, магазины с большими окнами, бани.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Дом культуры поселок Майский, в лучшие годы тут проживало 4000 человек. Долгое время стоял в полузаброшенном состоянии. Сейчас его начали потихоньку реставрировать.

Сейчас много монументальных советских строений или заброшены, или не в самом лучшем состоянии, потому что вместе с кризисом 90-х в стране, проблемы пришли и в нашу область.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Дом культуры город Донской, отреставрированный. Где-то смогли сохранить и восстановить эту советскую архитектуру. На фасаде скульптуры шахтера и строителя.

Закат эпохи.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фото с просторов интернета.

Разговоры об эффективности и о перспективах добычи бурого угля в Подмосковном бассейне начали вести уже в 80-х. Высокая зольность и влажность добываемого топлива, наличие включений серы (серный колчедан), трудоемкость работ - всё это на фоне стремительно развивающейся газовой и нефтяной отраслей привели к значительным затруднениям сбыта угольного топлива. В результате угольный бассейн постиг социально-экономический кризис.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Старая вывеска в Новомосковске. Фото автора.

В конце 1990 годов проведенная федеральными ведомствами реструктуризации угольной промышленности почти полностью ликвидировала угольную отрасль в нашем регионе.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Памятник в Узловой. Фото автора.

С прекращением горно-добычных работ на угольных предприятиях, начался и упадок железнодорожной отрасли. Этот период принес невыплаты заработной платы, безработицу, сильное снижение качества жизни людей. Тульские горняки, как целый рабочий класс, просто пропал из сознания людей, хотя когда-то своим доблестным трудом они гремели на всю страну.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фотография в Узловском краеведческом музее

Вместе с закрытием шахт, разбирали подъездные пути, закрывали станции, где-то не разбирали, а просто забрасывали.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Список станций.

На фотографии я стёр станции, которые были закрыты. В это трудно поверить, потому что пропали не одна-две станции, а десятки.

На путях Щекинского ПТУ движение поездов тоже не осуществляется, там осталось несколько станций возле Щекино, а остальные либо заброшены, либо разобраны.

Подводя итоги.

День шахтера до сих пор остается важной датой в нашем крае, но следы былой шахтерской славы исчезают, словно порожнюю породу сдувает ветер с терриконов заброшенных шахт.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фотография в Узловском краеведческом музее

Мой родной город Узловая пережил трудные времена, пережила трудные времена и железная дорога, только дни когда составы с бурым углем курсировали во всех направлениях остались позади. Сегодня на участке Узловая-Ряжск проходит несколько грузовых поездов в сутки, а половина станций закрыты, от некоторых практически не осталось следов, где-то не осталось даже остановочных платформ.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Шнековый комбайн, разработанный местными конструкторами. Фото с просторов интернета.

В Подмосковном угольном бассейне не добывают уголь, но по расчетам ученных в земле его более 10 миллиардов тонн, качество угля определяется временем залегания, и возможно наш молодой бурый уголь, который пролежал в земле всего 50 миллионов лет, полежит еще миллионов З00, и превратится в каменный уголь или антрацит, и люди которые будут жить на этой земле будут добывать его и расхиваливать, как мы сегодня хвалим уголь Кузбасса или Донбасса.

Как повлияло закрытие Подмосковного угольного бассейна на ЖД инфраструктуру Тульской области Железная дорога, Шахтеры, Железнодорожники, Длиннопост

Фото автора, памятник шахтеру поселок Комсомольский.

Смысл этой статьи не в том, чтобы поплакаться, как сейчас всё плохо, а раньше было хорошо. В каждом периоде есть свои плюсы и минусы. Мне нравиться история, я считаю, что история страны начинается с история родного края, и важно её не забывать. Давно собирал информацию, фотографии, мысли на эту тему, и всё это превратилось в эту статью.

Всем добра!

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост