Как понять "умное" искусство?

Как понять "умное" искусство? Моё, Текст, Искусство, Творчество, Фильмы, Живопись, Мысли, Мысли вслух

Вы слышали выражение «умное кино»? Его ещё используют наряду с эпитетом «авторское». Фильмы такой категории ещё любят покадрово обсуждать и искать тайные смыслы.


Вчера один пост заставил меня задуматься о том, что люди имеют ввиду, когда произносят эти слова. И вместе с этим я решил затронуть тему «умного искусства» в целом. Вот что из этого получилось.


Я называю «умным» кино, которое непонятно мне с первого раза. Чтобы разобраться с его сюжетом, приходится задавать вопросы, пересматривать отрывки, изучать режиссёра и его работы. Другими словами, «умное» кино метафорично и требует контекста. Причём метафора может быть, как простой, так и витиевато запутанной. Она заставляет шестерёнки в голове крутиться и дополнять смыслы картины своими мыслями.


В таком ключе можно рассмотреть любое искусство. Например, изобразительное.


Недавно я спросил у своей подруги, большой поклонницы итальянской живописи, что её в ней привлекает. Обобщив, ответ можно выразить в двух словах: история и детали. Она объяснила, что ей нравится не столько сама картина, сколько процесс исследования деталей, которыми она наполнена.


Например, известная фреска Рафаэля «Афинская школа». Глядя на картину, трудно узнать на ней Пифагора, Эпикура или Александра Македонского. Также трудно без лишних вопросов понять, что Рафаэль задумал изобразить на фреске один из столпов человеческой деятельности – философию. И уж совсем нельзя без помощи гугла или экскурсовода узнать о других работах, дополняющих идею «Афинской школы».


Но вернёмся к нашим баранам. То есть фильмам.


По аналогии, обстоятельства и история создания кино помогают понять автора и произведение. По-своему делают его «умным». Вспомните хотя бы «Утомлённых солнцем» Михалкова или «Левиафана» Звягинцева. Эти фильмы отражают дух своего времени. По ним легко проследить отношение людей прошлого к окружающей действительности.


В общем, «умное» искусство требует контекста и определённых усилий для его поиска. Самое важное – помнить, что любое произведение может быть таким, если углубиться в обстоятельства его создания.

Вот вам пример напоследок.


Режиссёр мультфильма «В поисках Немо» Эндрю Стантон пережил тяжелое рождение. Он появился на свет преждевременно и должен был умереть младенцем, но выжил стараниями врачей. Это сделало его особенным и, повзрослев, он пообещал быть достойным второго шанса, который получил.


Ничего не напоминает?


Источник: https://vk.com/putevoditell