Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 1
В предыдущем посте я обещал, что расскажу о том, как открывал кофейню. В одну статью вся информация не поместится, поэтому буду выкладывать частями.
Краткая предыстория, чтобы не читать предыдущий пост.
Я работал журналистом в общегородской газете, готовил материалы по экономике и малому предпринимательству. Вникал в структуру работы города, общался с предпринимателями, задавал им вопросы и набирался знаний. Спустя полтора года работы в редакции принял решение, что пора открывать свой проект. После этого неожиданно стал лучшим журналистом в городе и одним из десяти лучших в области, но это ситуацию не изменило.
В этой статье расскажу про поиск инвестиций и мое взаимодействие с налоговой, в следующей статье про поиск помещения и разговоры с поставщиками.
Итак, декабрь 2014 года.
Я был уверен, что для открытия бизнеса нужны мозги, деньги и связи.
В кармане 15 тысяч рублей - моя последняя зарплата с учетом неиспользованного отпуска.
С работы я уволился по соглашению сторон, не отрабатывая две недели. Все знакомые предприниматели упорно говорили, что на пороге тяжелый кризисный год и открываться сейчас не время. Главная мысль, которая поддерживала меня тогда: идеального момента никогда не будет. Дальше все будет либо плохо либо очень плохо, поэтому нужно работать сейчас, а там разберемся.
Еще работая в редакции, деньги на открытие бизнеса я решил получать по программе "Молодежный бизнес России", сумма в 300 тысяч рублей под 12% годовых, сроком на три года. Основным преимуществом для меня было то, что не требовался залог. Ни квартиры, ни машины у меня не было и еще нет. Для участия в программе требовался бизнес-план по форме банка, который я заполнял последние полгода, в свободное от работы время. Одобрение из банка было получено в конце ноября. Чтобы получить деньги нужен был расчетный счет в этом банке и статус предпринимателя. Вот его я и решил получать.
Юридически стать предпринимателем очень просто. Пять дней, 800 рублей и вы официально предприниматель. А вот чтобы фактически стать предпринимателем приходится каждый день "предпринимать" какие-то действия.
Перед походом в налоговую я внимательно изучил интернет . В заполнении документов мне помог один очень хороший сервис, если нужно будет, название скажу в комментах. С его помощью я подготовил заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, сделал квитанцию для уплаты госпошлины, разобрался с ОКВЭДами. Сервис настоятельно рекомендовал получить в налоговой справку о принятии документов. Если откажут - во второй раз госпошлина будет не 800 рублей, а около 200.
И вот я весь вдохновленный прихожу в налоговую, минут пять стою в очереди, а затем подаю документы.
- А где справка из полиции?
- Какая справка?
- А вот у вас указаны некоторые ОКВЭДы, для регистрации которых нужна справка из полиции.
Сейчас уже сложно вспомнить, но кажется в числе этих ОКВЭДов были изготовление и прокат видеофильмов, организация детских лагерей, издание книг и что-то еще. Могу напутать. Я указывал эти виды экономической деятельности с запасом на будущее, кто знает, какой сферой мне захочется заниматься.
Позвонив своему участковому, я узнал что справка будет готовиться месяц. После этого вычеркнул проблемные коды и подал заявление.
- А справочку можно о том, что Вы приняли у меня документы?
- Зачем она Вам?
- Ну вдруг мне откажут в регистрации, я тогда госпошлину повторную платить меньше буду, если у меня будет подтверждение того, что я уже подавал документы.
Девушка была очень недовольна. Ушла и минут через пятнадцать принесла справку с подписью руководителя.
- Большое спасибо. Скажите, когда забирать документы?
- Ну это уже в 2015, после праздников.
- Почему? По закону же ведь в течение пяти дней?!
- Молодой человек, у нас идет полное обновление программы, мы не выдадим Вам документы в течение пяти дней. Приходите после новогодних праздников
- Но это же ведь не моя проблема, что у вас обновление программы. У меня все рассчитано, мне до конца этого года еще очень многое нужно сделать.
- Ничем не могу помочь.
Через три дня я позвонил в налоговую и уточнил, готовятся ли мои документы. Сказали, что точной информации нет.
На пятый день я еще несколько раз звонил в налоговую и выяснял, на каком этапе мои документы. Видимо я их достал, потому как мне сказали, что они на подписи у руководителя. Когда подпишут - неизвестно.
После очередного звонка, ближе к вечеру, мне сказали, что документы готовы.
Через десять минут я уже был в налоговой, жил тогда на соседней улице.
Во время выдачи ИНН и ОГРНИП девушка, которая убеждала меня, что раньше следующего года документы я не получу, выдала замечательную фразу, которая мне до сих пор очень помогает.
- Николай Андреевич, вот вы так торопитесь стать предпринимателем. Посмотрим, как скоро Вы прибежите к нам закрываться.
Я тогда сдержался и философски заметил, что время покажет.
Когда я пришел через два месяца становиться на учет как плательщик вмененного дохода, эта девушка там уже не работала.
29 декабря я официально стал предпринимателем. Сразу после этого я побежал в банк, открывать расчетный счет. Но опять мне не хватило нужных бумажек. Справку об отсутствии задолженности налоговая тоже делает пять дней. Тот факт, что у меня на руках документ, подтверждающий, что я только сегодня стал предпринимателем и еще не успел ничего задолжать, ничего не изменил.
В итоге я смирился с тем, что основная работа начнется только после праздников, подготовил все остальные документы и занялся поиском места и переговорами с поставщиками.
Меня грела мысль, что первый, самый маленький шаг уже сделан.
Мои ошибки:
Самая ключевая состоит в том, что все действия затеял под конец года. Я еще не раз буду об этом писать в следующих статьях. В каждой из ситуаций мне было не очень выгодно то, что я открылся 29 декабря.
Мои уроки:
Я понял, что раз чиновники засыпают нас ссылками на то или иное постановление, значит нужно поступать также и добиваться своего. Много раз эта тактика помогала мне при взаимодействии с различными структурами.
В следующем посте расскажу про то, как я сработал лучше риэлторской конторы, как шокировал владельцев помещений, какие ошибки допустил в переговорах с поставщиками и какой бонус получил от них.
Если возникают вопросы по теме регистрации в качестве ИП, выбора формы налогообложения, выбора удаленного бухгалтера, сдаче отчетности и т.д. - задавайте. Там, где хватит моего опыта, постараюсь ответить. Если не хватит знаний, по крайней мере подскажу, где искать информацию.
Если есть иные вопросы, задавайте, ответы на них постараюсь дать в следующих статьях.