Как называются веревки на паруснике?Рангоут и такелаж. Часть 2
Приветствую, Дамы и Господа, на связи Гена Инженерский.
В прошлом посте, я вам рассказал про рангоут на паруснике. Вы узнали про мачты, реи и бушприт, а сегодня мы поговорим про такелаж.
Что это такое, сейчас и узнаете.
Запасайтесь поп-корном и погнали!
Такела́ж (такала́ж) (от нидерл. takelage, от takel— «оснастка») — обобщенное название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами.
Такелаж разделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
Стоя́чий такелáж — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведённым стоячий такелаж всегда остаётся неподвижным. К стоячему такелажу относят: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Вáнты — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна.Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
Помимо своего основного назначения ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определённом расстоянии друг от друга крепятся выбленки: пеньковые лини, деревянные, металлические.
Говоря понятным языком, на ванты привязываются верёвочки и получается лесенка.
Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости.
В зависимости от того, какое рангоутное дерево фордуны удерживают, они получают дополнительные наименования:
«Фор-стень-фордуны», «фор-брам-стень-фордуны», «фор-бом-брам-стень-фордуны»
Штаг (от нидерл. stag— «толстый канат, оттяжка, укрепляющая мачту или стеньгу спереди») — снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем.
Бакштáг (от нидерл. bakstag, от bakboord— «передняя часть верхней палубы» и stag— «толстый канат, оттяжка, укрепляющая мачту или стеньгу спереди») — снасть стоячего такелажа, поддерживающая с бортов и кормы (кроме диаметральной плоскости)рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы.
Пéрты (нидерл. paarden — «лошади» — тросы, протянутые под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока.
По пертам, как раз таки и передвигается команды для работы с парусами на реях
На этом, мы с вами заканчиваем.
Продолжение про бегущий такелаж в след части.
С вами был Гена Инженерский
До новых встреч!
P.S. Буду рад видеть вас на моём авторском телеграмм канале, где делюсь своим творчеством и показываю жизнь на борту газовоза ледового класса Арк7.