Как научиться вокалу по переписке

Спойлер: никак.


Я много лет занимаюсь вокалом, поэтому то, о чем напишу — моя живая практика плюс знания, полученные от педагога с двумя высшими музыкальными образованиями, которая вытащила из жопы не один голос.


Итак, голос не висит в пустоте. Это вибрации, которые человек извлекает из себя. Кости — резонаторы, которые усиливают звучание, а направляют воздух именно мышцы (а не сила мысли, как хотелось бы).


Поэтому для красивого голоса мышечный аппарат должен быть в тонусе. И тут все выглядит, как и работа в спортзале. Сначала мышцы дряблые и висят, вы не можете поднимать практически никакие веса, про упругость и эластичность вообще речь еще не идет, к тому же, вы не чувствуете мышцы изолированно (зачем это нужно, напишу ниже).


Чтобы их прочувствовать, нужна целенаправленная поэтапная работа. Безусловно, есть везунчики со свободным голосом, но будем откровенны: таких меньшинство. Почти у всех людей есть зажимы. Спазмы в горле, плечах, животе. Бывает несмыкание связок, есть недолеченные простуды, отеки и пр. Но мы не привыкли обращать на это внимание, потому что это не вопрос первой необходимости. Плюс нет культуры постановки речи.


Ты сиплый, вокруг все сиплые с тусклыми голосами — поэтому это воспринимается как норма. Но если мы все к этому привыкли, не значит, что это здорово.


В идеале должно быть глубокое дыхание, раскрытая грудная клетка, активная диафрагма и высокая речевая позиция. Это значит, что звук формируется, грубо говоря, немного ниже уровня глаз (если сделать проекцию), а не во рту. Тогда срабатывает эффект громкоговорителя: внутри получается буквально 2% звука, а остальные 98% свободно выходят наружу.


В свое время итальянцы говорили: «пойте процентами». Это оно и есть. Звук сразу попадает в резонаторы (в первую очередь в скулы), затем распространяется по всему телу. Шаляпин на вопрос о том, как он поет, отвечал, что пятками. Потому что звук буквально шел по всем костям.

Тогда звук остается чистым, наполненным, звонким и с красивыми обертонами.


На практике у простых людей звук уходит в мягкие ткани, преимущественно в щеки. Возникает обратный эффект: изнутри сам себя слышишь громко, а наружу выходят жалкие писки. Плюс плывет слух, потому что человек пытается слушать сам себя как бы со стороны. 


При правильной постановке голоса певец поет на ощущениях. Это значит, что он мышечно формирует звук. Представьте, что вы в зале качаете бицепс. Вы можете не смотреть на руку, можете слушать подкаст, но благодаря ощущению в мышцах вы можете оценить работу: то, что она происходит, и то, что происходит правильно.


По законам акустики то, как мы себя слышим изнутри, не совпадает с тем, как нас слышат окружающие. Именно поэтому важна очная работа с педагогом. Вытащить можно самый страшный голос и раскрыть любого глухого медведа. Но это долгая кропотливая работа. Поэтому педагогам проще отмахнуться от ученика, чем начинать эту чертову поездочку этот процесс.


Потому что ученику изнутри будет казаться, что он достиг идеала, а педагог все врет. Или ученик будет искренне делать упражнения, считая, что он задействует нужные мышцы, а на деле будет неделями делать одно и то же. И тут никто не виноват, потому что ученик плавает в ощущениях, он не может внутри себя отделить одну мышцу от другой. Зажатая челюсть съедает звук, утрированная артикуляция не дает сформировать звук высоко, гортань вообще кажется одним сплошным недоразумением...


Но если все совпало, готовьтесь к разным стадиям: отрицанию, гневу, тупежке, триумфу. Это охуенно сложный и охуенно интересный процесс. Расскажу в следующий раз, если будет интересно.