Как играть в го.

Давным-давно, в эпоху династии Цзинь (265–420), дровосек Ван Чжи встретил в лесу двух старцев, сидящих за игральной доской. Заинтересованный, парень подошел и стал наблюдать. Он проголодался, и его угостили фиником. Когда игра закончилась, старцы растворились в воздухе. Тогда Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, топорище сгнило, а из брошенной косточки выросло дерево. В родной деревне его не узнали, и только дряхлая старуха вспомнила, как сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал. Завораживающей игрой, изменившей судьбу Ван Чжи, была го.

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры

Го — единственная игра своего семейства. Предки ее не найдены, она будто с неба упала, а все потомки возникли уже в XX веке. Го столетиями культивировалась исключительно в Азии, у нее нет аналогов в Европе, Африке и Америке. В Древнем Китае игра носила название «и» (искусство), а позже — «вэйци», что означает «игра окружения». То же значение имеет корейское слово «бадук» и японское «и-го», которое в слегка сокращенном виде разошлось по миру.


Изобретение го приписывают придворным китайского императора Яо. По легенде, его сын Даньчжу имел вздорный нрав, и советник Шунь придумал игру, обучающую гармонии и рациональному мышлению. Первые игральные доски были обнаружены в гробницах династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). В эпоху династии Тан (618– 907) го распространилось в Китае повсеместно. Умение играть вошло в число «четырех достоинств» ученого мужа: го, игра на цине (струнный инструмент), каллиграфия и живопись.


В VII веке го завезли в Японию. В следующих двух столетиях игра служила развлечением исключительно императорскому дому, и только в 701 году была разрешена для всех. Именно на островах она обросла ритуалами, получила государственную поддержку, а во времена сёгуната превратилась в военную дисциплину. Стратегическую игру считали хорошей тренировкой для управления армией на поле битвы. На протяжении столетий японцы доминировали в го. Крупнейшие корпорации выступали спонсорами соревнований, была основана национальная федерация. Однако в конце XX века пальму первенства перехватила Южная Корея, а на пятки ей стал наступать Китай.

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры

Го считается сложнейшей игрой в мире, хотя правила ее запоминаются за пять минут. Большинство игр не ставят задач выше тактических. В них четко очерчена конечная цель: мат, получение дамки, вывод фишек. В го победы можно добиться миллионом различных способов, поэтому на первый план выходит стратегия: запутать противника, утаить от него свои намерения, расставить сети и заманить в ловушку. Простые тактические приемы требуют постоянного переосмысления, традиционно выигрышных дебютов не существует. Оценить потенциал всех построений, реализовать его и не дать это сделать противнику — сложнейшие задачи, которые приходится решать одновременно.


На Востоке говорят: «Го учит жить». Агрессивная манера игры может привести к потерям, а глухая защита — к нехватке очков. Зачастую росту мешает не отсутствие навыка, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в го, игроку остается только одно — совершенствовать самого себя.


Го. Правила игры.

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры
В го играют на доске 19 х 19 линий. Начинающие тренируются на досках 9 х 9 и даже 5 х 5. Противники по очереди выставляют камни на перекрестья линий или пасуют. Цель игры — отгородить себе как можно больше свободных перекрестков. У каждого игрока достаточно камней, чтобы заполнить всю доску.


Правило коми.


Играющий черными ходит первым — на Востоке черный цвет символизирует агрессию. Для компенсации преимущества черных белые получают 6,5 очка. Из-за дробности форы в го не бывает ничьих.


«Дыхания» и «жизнь»

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры

Камень на доске граничит максимум с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски — с тремя, в углу — с двумя). Пока у камня или группы камней есть хотя бы одно «дыхание» (контакт со свободным перекрестком, по-японски — дамэ), они «живут». Если все дамэ перекрываются противником, камни «умирают» и снимаются с доски.


Суицидальные ходы.

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры

Ставить камень в точку, где нет выхода на свободный пункт, запрещено, если только этим ходом не производится взятие камня или группы соперника.


Ситуация ко.

Как играть в го. Игра в го, Длиннопост, Древний Китай, Настольные игры

В игре случаются расстановки, при которых игроки могли бы бесконечно захватывать камни друг друга, делая ход на одно и то же перекрестье. В такой ситуации правила запрещают повторные взятия. Игрок, уступивший камень, обязан сходить на другой пункт доски или спасовать.


Подсчет очков.


Если игрок не видит ходов, которые могли бы принести ему дополнительные очки, он пасует. Если оба игрока пасуют подряд, игра считается оконченной. С доски снимаются «пленные» камни — те, что были бы захвачены при последовательном доигрывании партии. Игрок получает по одному очку за каждый свободный перекресток, окруженный своими камнями, и за каждый захваченный камень противника. Побеждает тот, кто набрал больше очков.


http://www.vokrugsveta.ru/article/264299/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
40
Автор поста оценил этот комментарий

Самое интересное произошло на самом деле в декабре 2017. Когда альфазеро выиграла альфаго со счётом 100-0. При том что она сама наигрывала тактику зная лишь правила игры. А в матче она играла так, что даже профессионалы не могли понять, что происходит и какие она применяет паттерны. Оказалось, что большинство наших тактик в го - туфта.

раскрыть ветку (26)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Она и в шахматах показывает офигенные результаты, громя компьютерные программы. Все кинулись разбирать и изучать ее партии. Показательно, насколько будущий ИИ будет превосходит человека.

раскрыть ветку (13)
24
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Будущий ИИ будет превосходить человеческий мозг примерно также, как современный автомобиль превосходит человеческие ноги.

раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Зато современный автомобиль... ээ... не поднимется на девятиэтажку. А? А?!

раскрыть ветку (1)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну о том и речь. ИИ тоже будет на порядки лучше человеческих мыслительных процессов в одних аспектах. И бесконечно далёк от них в других.

1
Автор поста оценил этот комментарий

красиво сказано

9
Автор поста оценил этот комментарий
Так нас все превосходят. Гепарды в скорости, медведи в силе, обезьяны в ловкости, черви в регенерации. Тут пока тот же принцип - нейросеть успешнее решает конкретную задачу, не более того. Как калькулятор - он тоже быстрее большинства людей делает мат. операции - он вас превосходит?
Автор поста оценил этот комментарий

Это все таки не разу не ИИ. Машина очень круто играет по правилам и отвечает на вопросы. Но задать правила/вопросы может только человек. До полноценного ИИ нам ещё далеко.

Хотя может быть до ии уровня быдло-маргинала и не так :D

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Нейросети это не ИИ, а ресурс решений(некий "чёрный ящик" со входящим и выходным потоком).

Что же такое ИИ? - Что-то вроде самовозбуждающегося генератора задач, заставляющих ресурс решений подбирать ответ.

Проскакивала новость, что воссоздали ИИ червя. Ну понятно - у червя спектр проблем крайне узок, но всё же не такой как у млекопитающего.


....Хотя если исключить проблемы биологической оснастки, то может быть у быдло-маргинала спектр задач сопоставим с червём )

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну червь это одно, а мозг человека - другое. Человек задает вопросы. Это сложнейший алгоритм. Кто знает, есть предположения, что наш мозг оперирует на квантовой, а не дискретной логике.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Чтож тогда нет границ совершенствования, я имею ввиду для млекопитающих в целом.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Только говорят что там не все честно было:

"Некоторые гроссмейстеры, такие как Хикару Накамура и создатель Комодо Ларри Кауфман, подчеркнули, что силу AlphaZero не надо преувеличивать, утверждая, что результаты матча был бы другими, если бы программа имела доступ к дебютным базам (поскольку Stockfish был оптимизирован под этот сценарий)[4]. AlphaZero победила Stockfish, лишив последнего доступа к дебютным базам и эндшпильным таблицам, играя с намного лучшим компьютерным оборудованием, чем у противника.[5][6] Stockfish также была ограничена по времени принятия хода: нетипичный контроль времени, 1 минута на ход, не позволял глубоко задумываться в критических позициях. Кроме того использовалась версия Stockfish 8, вышедшая год назад. Все четыре обстоятельства: нехватка мощности, ограничение по времени, отключение дебютной книги и использование устарелой версии внесли свой вклад роль в поражение Stockfish."

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А AlphaZero "объяснили" правила и дали немного времени поиграть самой с собой, потренироваться. И после этого она обыграла довольно мощную специализированную программу.

ещё комментарии
31
Автор поста оценил этот комментарий

Абсолютно любую сложную нейросеть человек никогда не поймёт. Потому что по своей природе человек оценивает только небольшой интервал действий и позиций. В то время, как нейросеть является связанной намного глубже. И при поверхностном рассмотрении любой такой нейросети можно увидеть только некий хаос. Вот и получается, что даже профи могут смотреть за игрой нейросети и только в конце с удивлением восклицать "а, так вот чё она изначально хотела".

раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Начал за здравие, кончил за упокой. Вернее наоборот. Сначала:
"Абсолютно любую сложную нейросеть человек никогда не поймёт. "
А потом:
"а, так вот чё она изначально хотела"
Ты сам-то не видишь противоречия категоричности первого утверждения (никогда не поймет) с количественной характеристикой мозгов нейросети во втором (а, так вот че она хотела, мы только сейчас поняли)? Так поняли или никогда не поймём великого замысла нейросети?
P.S. Да нет там ничего особенного, как была эвристика с деревом решений, так и осталась, только раньше эвристику писал человек в меру своего воображения, а теперь это делает компьютер, оттачивая ее бесчисленными вычислениями. На мой взгляд это количественный вопрос, как и все предыдущие компьютерные чудеса, случавшиеся в истории.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
"Задним" умом все сильны)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Некоторые профи, увидев и поняв действия нейросети, вполне возможно смогут их использовать. Все поддается анализу и осмыслению

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Для человека достаточно умело применять стратегию управляемого хаоса.

Ведь у нейросети глубина дерева событий на порядки больше, а также намного больше и количество ветвей, будет сложно соревноваться.

Да и в логике она безошибочна.

Так что остаётся только портить "красоту" и ловить волну.

1
Автор поста оценил этот комментарий

а можно ссыль почитать?

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
2
Автор поста оценил этот комментарий

https://m.geektimes.com/post/294603/

Может я не совсем точно описал. Я брал инфу из интервью Каспарова каналу кембридж тудей на ютубе.

Автор поста оценил этот комментарий
Если фора в пол очка, то как можно выиграть ровным счётом 100:0
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Очки считаются в рамках партии. А счёт 100-0 это по партиям.

Автор поста оценил этот комментарий
Имеется в виду выиграно 100 партий, проиграно 0 партий. "Фора в пол-очка" (а точнее "коми") исключает в конкретной партии равный счёт, т.е. ничьей быть не может.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Они играли без гандикапа.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку