Как и зачем использовать личный интерес ребенка в воспитании?

Для решения поведенческих или учебных задач в педагогике, иногда, предлагается применять «индивидуальный подход». Но редко раскрывается и подробно описывается КАК именно это делать.


Предлагаю исправить недостаток и приведу ПРИМЕРЫ использования индивидуального подхода на практике.


1.В ситуации, когда нужно остановить нежелательное поведение. Приём- перевод на любимую тематику в рамках необходимой деятельности


"Петю Л., любителя хоккея и сына хоккеиста, решили «эстетически» воспитать. Приводила его мама прямо из детского сада…. Только на музыкальных занятиях он оживал, да и то ненадолго, на время игры в мяч. Остальное время он всем мешал, ругался как ругаются старшие мальчишки во дворе, с которыми играет в хоккей. Что делать? Я-то нашла выход: задавала лепить клюшки, ворота, хоккеистов, и он сидел себе спокойно забывшись в тяжелом сне бессмысленной, на его взгляд деятельности."

Макарова Б. Г. Записки педагога.— М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1996г.,С.65-66


2.В ситуации, когда нужно привлечь внимание к деятельности, побудить к выполнению нужных. Приём - через любимого персонажа.


а) «Ребенок (2 лет) охотнее стал идти чистить зубы, когда появилась зубная щетка с изображением его любимых героев на ручке щетки.»

Из интервью с родителем


б)Если большая часть детей смотрели какой-то мультфильм, например, «Щенячий патруль». Для логопедического занятия используются имена героев. Нужно назвать героев, на в имени которых есть тот или иной звук.

- Сколько слогов?...

- У кого самая длинная кличка?...

- Давайте придумаем новую кличку….

- Нет клички с глухими согласными, давайте придумаем"

Из интервью с логопедом.


3.В ситуации, когда нужно ускорить деятельность. Приём - через желанную тематику\кумиров.


а)«Ребенок проявляет интерес к полицейским и военным. Когда нужно ,чтобы ребенок сделал что-то быстро и аккуратно,навел порядок,дедушка говорит: "Ты же хочешь быть военным? А у них порядок!" Ребенка это стимулирует.»
Из опроса. Дедушка мальчика.


Приём - через значимые потребности, в данном случае, общение с подружкой.


б) "У младшей девочки 3-х лет, у нее есть подружка в д/с и когда девочка медленно одевается, капризничает, мама напоминает о подружке и предлагает ее догонять. «Давай Сонечку догонять. Она уже наверно пришла. Побежали, побежали». Девочка быстрее собирается.»

Примеры из опроса родителей.


4.В ситуации, когда нужно успокоить, переключить внимание ребенка.
Приём - через любимую игрушку.


«Меня поражает, насколько мой внук все понимает и как он общается с окружающим миром. Как-то вечером его ро­дители решили поужинать в ресторане, а он начал кричать и рыдать без остановки. Я взял его на руки, обнял и начал объяснять, что мама и папа скоро вернутся.

Затем я спросил его, хочет ли он продолжать плакать до возвращения родителей или пойти и поиграть с парово­зиком. Слезы тут же испарились! Он просто обожает свой паровозик по имени Томас."

Маршалл, Марвин., Как воспитывать в детях ответственность. А также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний - ; [пер. с англ. В. Соколовой]. — Москва : Эксмо, 2014,с.75


5. В ситуации, когда нужно войти в доверие, расположить к себе.
Приём - через любимую деятельность с последующим переходом на другую.


"Стасик Ч., 5 лет. Очень тревожный. Отказывается от контактов с детьми (последствия детского сада) и с женщинами («Не хочу видеть тетек»). Отказывается от любых действий, связанных с опытом, пережитым в детском саду (не будем обедать, не будем спать, не пойдем в зал и т.д.). Любое настойчивое обращение к нему вызывает реакцию ге­нерализованного возбуждения (специалисты, ранее обследовавшие Стасика и ставившие ему психиатрические диагнозы, слишком на­стойчиво пытались добиться от него демонстрации каких-нибудь зна­ний). Состояние тревоги мешает Стасику включиться в любую целе­направленную деятельность. В этом состоянии его собственная речь становится несвязной, он повторяет речь окружающих (эхолалии); дей­ствия тоже несвязные, движения суетливые, обычен неуместный смех. Никак не выражает собственных желаний, инициативы нет. Ребенок испуганно на все соглашается: «Рисовать так рисовать» (делает не­сколько мазков кисточкой), «Лепить так лепить» (ломает пластилин) и т.д., хотя прекрасно умеет все это делать. «Обреченно» делает все, что ни попросят (с чувством внутреннего страха).

Нам стало известно, что Стасик любит качели. Мы начали качать его на качелях, в одеяле, играть с ним в мяч, раскачивать за руки, за ноги, кружить, катать по полу в одеяле. Все эти развлечения ребенку очень понравились. Он стал сам просить его покачать. После этого идем ри­совать (сюжет - какие-нибудь героические свершения Стасика). Ри­сует Стасик очень стереотипно (темы постоянно повторяются, любое отклонение от стереотипа вызывает тревогу). Однако может сам отой­ти от созданного им стереотипа, если предварительно проговорить с ним тему будущего рисунка."

Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми - / Сост. М.С. Дименштейн - 5-е изд. - М.: Теревинф, 2018г,с..76

У вас какие любимые приёмы?