Как Айн Рэнд в своей антиутопии предсказала культуру отмены

Небезопасный контент

Как Айн Рэнд в своей антиутопии предсказала культуру отмены Айн Рэнд, Культура отмены, Равенство, Уравниловка, Антиутопия, SJW, Левые, Индивидуализм, Коллективизм, Либерализм, Либертарианство, США, Политика, Перевод, Длиннопост

Нынешние законодатели, активисты и реформаторы образования обещали привести нас в новый мир справедливости. Больше никогда отдельные группы не будут иметь стиль жизни, отличный от других. Больше никогда отдельные группы не будут иметь образование, отличное от большинства. Будет реформа, иначе, предупреждает Хоук Ньюсом, «мы сожжем эту систему и заменим ее.»


Чтобы посмотреть заранее на то, как это будет выглядеть, нам достаточно открыть «Гимн» Айн Рэнд. В этой антиутопической новелле коллективисты достигают своего идеала, сжигая города и книги, а затем внедряя централизованное планирование. Теперь все равны: одинаково бедны, одинаково обеспечены жильем, одинаково ограничены в том, что они могут говорить, делать и думать.


Если, как замечает Джен Маффессанти, антиутопическая литература помогает нам понять опасности, с которыми мы сталкиваемся, то ни одна из них не является более актуальной в данный момент, чем повесть Рэнд. Гимн разъясняет истинное значение коллективистских идеалов и языка, которые подрывают не только наши права, но и нашу способность их формулировать.


«Our Name is Equality 7-2521»


«Гимн», начинается с того, что на первый выводится триумф коллектива через борьбу рассказчика за выражение и оправдание своих мыслей. В этом мире нет «я», есть только коллективное «мы», ставшее синонимом добра. Роман начинается с этого абзаца:


«Писать такое — грех. Грех — думать слова, которые не думают другие, и записывать их на бумагу, которую не должны видеть другие. Это низко и порочно. Это все равно что разговаривать, чтобы никто не слышал. Мы хорошо знаем, что нет страшнее преступления, чем действовать или думать в одиночестве. Мы нарушили закон, потому что никому нельзя писать, если на то нет повеления Совета по Труду. Да простят нам это!»


Только «Совет призваний» может одобрить такое дело, как писательство. Рассказчик, Равенство 7-2521, борется за то, чтобы соответствовать, даже когда он бросает вызов таким правилам: «Мы стремимся быть похожими на всех наших братьев, потому что все люди должны быть одинаковыми.» Но он этим правилам не соответствует.

При росте в шесть футов Равенство 7-2521 возвышается над другими мальчиками. Его учитель предупреждает: «В твоих костях есть зло». В школе он несчастлив, потому что «учиться было слишком легко. Это большой грех-родиться с чересчур быстрой головой». Откуда он знает? «Так нам сказали учителя».


В конце концов, Равенство 7-2521 начинает пытаться подражать медлительным ученикам. Но учителя это знали «и нас хлестали чаще, чем всех остальных детей». А когда ему исполнится пятнадцать, Совет Призваний поместит его в Дом Дворников, где у него больше не будет возможности проявить свой «быстрый» ум. Справедливость достигнута.


«Наш отравленный язык»


Гимн предвосхищает более поздние предостережения Ф. А. Хайека в главе 7 «Наш отравленный язык» Пагубной самонадеянности. В ней он замечает: «Пока мы говорим языком, основанным на ошибочной теории, мы порождаем и увековечиваем ошибки.»


Эта ошибка очевидна в использовании слов для выражения целых моральных аргументов. В Гимне «мы» и «коллектив» - это «хорошо», точно так же, как, как заметил Хайек, «социальное» теперь обозначает то, что “морально правильно".” Таким образом «то, что сначала кажется описанием, незаметно превращается в предписание»: в распределительную справедливость (distributive justice).


Подобный сдвиг сейчас происходит и в использовании «equity». Согласно Оксфордскому словарю английского языка, самый ранний зафиксированный пример относится к 1315 году, с этого момента «equity» используется в следующем значении: «качество, которое характеризуется способностью быть равным или честным\справедливым; честность, беспристрастность, воздаяние всем одинаковым образом».


Теперь «equity» означает моральный императив обеспечения равных результатов, как в концепции «образовательной справедливости (educational equity)»: «Справедливость (equity) признаёт, что некоторые люди находятся в более неблагоприятном положении, чем другие, и стремится компенсировать неудачи и неспособность этих людей».


Как «Equity» рализует это? Она «стремится принять дополнительные меры, давая тем, кто нуждается, больше, чем тем другим, кто не нуждается. Справедливость направлена на обеспечение того, чтобы образ жизни (lifestyle) каждого был одинаковым, даже если это может произойти ценой неравного распределения доступа и товаров».


Другими словами, чтобы добиться «справедливости», непризнанные чиновники обращаются с людьми неравномерно, по-разному.


«Планы Всемирного совета»


«Гимн» Рэнд иллюстрирует результаты, полученные такими комитетами. Совет призваний добивается равного образа жизни, объединяя отличающихся людей в Доме Дворников, где команда Равенства 7-2521 состоит из талантливого художника и человека, неспособного пользоваться метлой из-за непрекращающихся конвульсий. Их работа, мягко говоря, неравномерна.


Когда Равенство 7-2521 тайно обнаруживает электрический свет и предстаёт с этим открытием в Совете ученых, они отвергают его изобретение, потому что он изобрел его один. Кроме того, это разрушило бы Департамент Свечей и «разрушило бы Планы Всемирного совета», который потратил пятьдесят лет, чтобы утвердить свечу. Они настаивают на его уничтожении, метафорически стремясь сохранить свой мир в темноте.


Для коллектива целью является контроль результатов, а не свобода или процветание человека. И чтобы сохранить этот контроль, они следят за тем, чтобы никто не мог увидеть правду, а тем более сказать ее. В Доме Дворников по ночам мужчины молча раздеваются при тусклом свете свечей: «Ибо все должны соглашаться со всеми, и они не могут знать, являются ли их мысли мыслями всех, и поэтому они боятся говорить».


«Самое маленькое меньшинство на Земле - это индивид»


За последние несколько месяцев мы приблизились к антиутопии Рэнд о страхе, молчании и искажённой «справедливости (equity)». В недавнем опросе, проведенном в Университете Северной Каролины, студенты со взглядами со всего политического спектра сообщили, что они (как и дворники из «Гимна») занимаются самоцензурой в классах, сохраняя молчание даже тогда, когда их мнения касаются тем, обсуждаемых на занятии. Они боятся.


Они не одиноки. Онлайн-мобы разрушают карьеру и жизнь, как замечает Джон Стоссел в книге «Культура отмены вышла из-под контроля (Cancel Culture is Out of Control)». Он призывает тех из нас, кто может говорить, не молчать.


Тем не менее, сохранить свободу слова и другие права становится все труднее по мере того, как правительства стремятся устранить их. Недавно законодательный орган Калифорнии принял ACA 5, который позволяет использовать «средства защиты прав с учетом расы и пола» чтобы исправлять различия при поступлении в университеты и на госслужбу. Эта мера по установлению справедливости отменит Proposition 209 (Прим. Пер. поправка к конституции Калифорнии, принятая в 1996 году), которая запрещает государству дискриминировать или предоставлять преференциальный режим какой-либо группе или отдельному лицу по признаку расы, пола или этнической принадлежности.


Если граждане Калифорнии примут этот билль на референдуме, правительство сможет законно дискриминировать отдельных лиц. Тем не менее, как утверждает Рэнд: «Индивидуальные права не подлежат публичному голосованию; большинство не имеет права голосовать против прав меньшинства; политическая функция прав заключается именно в защите меньшинств от угнетения большинством (а самое маленькое меньшинство на земле-это индивид).»


(прим. Пер.: Статья была написана автором в июле 2020-го года. Proposition 209 в результате референдума не удалось отменить. 3 ноября против отмены этой поправки проголосовали 57.23% калифорнийцев.)


Рэнд призывает людей занять определенную позицию. В своем авторском предисловии к американскому изданию «Гимна» Рэнд замечает: «Самая большая вина сегодня сегодня лежит на тех людях, которые принимают коллективизм за моральный дефолт».


Если нам нужны примеры, нам достаточно обратиться к Леонарду Риду. Он обнаружил, что «Гимн» был издан в Англии (1938), но был отвергнут американскими издателями. Решив, что книга заслуживает более широкой аудитории, он выпустил первое американское издание книги через собственное издание Pamphleteers, Inc., в 1946 году, в том же году, когда основал FEE.


Наши собственные точки зрения будут различны, но, как настаивает Джон Стоссел, те из нас, кто может высказаться, должны это сделать. В противном случае мы столкнемся с тем, что войдем в версию Гимна двадцать первого века.


* * *


Автор: Caroline Breashears

Источник оригинала: FEE

Перевод: Антон Силаев

Источник перевода: Классический либерал | КЛ


Читай также

Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра