К слову об "обществе изобилия"

Я привык постить довольно большие тексты, но площадка, где я это делал, ныне мертва. Пикабу не вызывает у меня восторга, но я привык копаться в чем-то до тех пор, пока отвращение не достигнет своего апогея. В конце концов, мне просто не с кем поговорить именно здесь и сейчас.


Но сегодня речь вот о чем.

Бодрийяр, которого я прежде пренебрежительно избегал, полагая, что не отыщу ничего для себя нового в его «Обществе потребления», тем не менее, приятно удивил, и здесь я привожу его рассуждения с опорой на Салинса:


«Нужно отказаться от сформировавшейся идеи о том, что у нас есть общество изобилия, общество, в котором все материальные (и культурные) потребности достаточно удовлетворены, ибо эта идея абстрагируется от всякой социальной логики. И нужно снова присоединиться к идее, развитой Маршаллом Салинсом в его статье о первом обществе изобилия.

По Салинсу, именно охотники-собиратели (примитивные кочевые племена Австралии, Калахарии и т.п.) знали настоящее изобилие, несмотря на их абсолютную «бедность». Примитивные народы не имеют ничего в собственности, они не одержимы предметами, которые они периодически бросают, чтобы те не мешали их передвижению. Они не имеют никакого производства, никакого труда; они охотятся и собирают, можно бы сказать, на «отдыхе» и делят все между собой. Их изобилие всеобъемлюще: они потребляют все сразу, у них нет экономического подсчета, нет запасов. Охотник-собиратель не имеет ничего от Homo Economicus буржуазного изобретения. Он не знает основ политической экономии. Он даже никогда не использует всей человеческой энергии, природных ресурсов, эффективных экономических возможностей. Он верит – и именно это отличает его экономическую систему – в богатство природных ресурсов, тогда как наша система отмечена (все более и более по мере технического усовершенствования) отчаянием перед лицом недостаточности человеческих средств, глубокой и катастрофической тоской, которая является глубинным результатом рыночной экономики и всеобщей конкуренции.

Коллективные «непредусмотрительность» и «расточительность», характерные для примитивных обществ, являются знаком реального изобилия. У нас есть только знаки изобилия. Мы видим при наличии гигантского производственного аппарата знаки бедности и нищеты. Но бедность, говорит Салинс, не состоит ни в малом количестве благ, ни просто в соотношении между целями и средствами; она является прежде всего отношением между людьми. В конечном счете именно на прозрачности и взаимности социальных отношений основывается «вера» примитивных народов; от этого зависит то, что они живут в изобилии даже в ситуации голода. Факт, что никакая, какой бы она ни была, монополизация природы, земли, инструментов или продуктов «труда» не существует там, чтобы блокировать обмены и основать нехватку. Нет накопления, которое всегда является источником власти. В условиях экономики дара и символического обмена достаточно небольшого и всегда ограниченного количества благ, чтобы создать общее богатство, так как они постоянно переходят от одних к другим. Богатство основано не на вещах, а на конкретном обмене между личностями. Оно поэтому безгранично, так как цикл обменов бесконечен даже между ограниченным числом индивидов; каждый момент цикла обмена добавляет нечто к ценности обмениваемого предмета. Именно эту конкретную и основанную на взаимных отношениях людей диалектику богатства мы находим вновь в перевернутом виде в образе диалектики бедности и безграничной потребности в процессе конкуренции и дифференциации, характерных для наших цивилизованных и индустриальных обществ. Там, в первобытном обмене, каждое отношение добавляет нечто к социальному богатству; в наших «дифференцированных» обществах каждое социальное отношение добавляет некую индивидуальную нехватку, так как всякая вещь находится в чьем-то владении и закрыта для обладания других (в первобытном обмене она приобретает ценность в самом отношении с другими).

Не будет поэтому парадоксом сказать, что в наших «изобильных» обществах изобилие утрачено и что его нельзя восстановить никаким приростом производительности, изобретением новых производительных сил. Так как структурный характер изобилия и богатства коренится в социальной организации, то только полная перемена социальной организации и социальных отношений могла бы положить им начало. Вернемся ли мы когда-нибудь к изобилию за пределами рыночной экономики? Вместо изобилия мы имеем «потребление», форсируемое до бесконечности, родную сестру бедности. Именно социальная логика заставляет признать наличие у примитивных народов «первого» (и единственного) общества изобилия. Именно наша социальная логика обрекает нас на роскошную и зрелищную нищету».


Здесь есть много что добавить из своих личных наблюдений по поводу всеобщего невроза, прочно поразившего нашу постиндустриальную цивилизацию; невроза, корни которого простираются более, чем на пару сотен лет назад. В силу известных причин до нашей страны этот невроз потребительства докатился с запозданием, и если на западе он развивался постепенно, то на головы бывших советских граждан он обрушился настоящей лавиной. В детстве, в самом начале 90-х, когда мне было около 12 лет, я чувствовал необратимые перемены, но никак не мог сформулировать, почему они вызывают у меня опасения и подозрения, что что-то происходит не так. Понимание пришло чуть позже, когда я окончил школу, поступил в университет и волей судьбы получил работу, связанную с доступом в дома новых русских. Характер перемен стал более ясен, но пока еще я не слишком чувствовал на себе его влияния. Хуже стало, когда у меня появилась женщина, с которой я потом расстался, и после этого в течение многих лет знакомился с массой других девушек, пытаясь завязать долговременные отношения. Большинство попыток оканчивались неудачей ввиду явного несовпадения интересов, так как именно молодые женщины первыми пали жертвой пропаганды потребительского образа жизни, и я никак не мог нащупать в них хоть какую-то логику. Вначале меня преследовало ощущение, что большинство девушек просто сошли с ума и потеряли всякую ориентацию в социальном пространстве, однако позже, к своему стыду, я принял их правила игры и сам начал верить, что их желания имеют под собой убедительные основания. Я поддался и понемногу стал переосмысливать те ценности и установки, что получил в детстве вместе с другими советскими школьниками. Можно сказать, загипнотизированные нашептыванием масс-медиа сомнамбулы заразили и меня, водрузив мне на плечи гигантский валун вины и убежденности в своей никчемности. Позже я, конечно, стряхнул с себя этот морок и нашел в себе силы обнаружить правильный путь в ядовитых испарениях, чего нельзя сказать о моей бывшей невесте и прочих девицах, жизнь которых спустя годы потерпела полный крах. Этот факт, кстати, вызвал у меня достаточно положительных эмоций просто потому что вкупе с многим другим предварительно подтверждает правильность той жизненной модели, что выбрал я.

Характер заблуждений того первого потерянного поколения был очень наивен, как была наивна риторика и атмосфера того времени. Сейчас другие времена, но тот невроз, о котором идет речь, никуда не делся, но еще более усилился, и никакие заигрывания с консервативными силами эту ситуацию не исправят, так как они не более, чем химера, ярмарочный балаган для отвлечения почтенной публики, пока ей обчищают карманы.

Об этом можно говорить очень много и очень пространно, так что я напоследок ограничусь вот каким замечанием – вряд ли Салинс и Бодрийяр призывают повернуть колесо истории вспять и вернуться к «золотому веку», как могут заподозрить многие читатели. Скорее, это просто небольшая сноска к больничной карте нашего социума.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Казалось бы речь идёт про общество изобилия, но в дальнейшем сводится к решению своей половой проблемы. Не кажется, ли вам что проблемы у индвида есть всегда т.е. ему всегда чего-то нехватает и именно существование проблем и есть невозможность существования общества изобилия и источник безудержного потребления.

Расточают то что в изобилии, а то чего не хватает то не расточают (например шкуры и хорошие копья у примитивных племён) т.е. изобилие в чём-то есть, а в чём-то его нет. Вам нехватает девушек, а девушкам с котороми вы общались не хватает денег

раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий

Рассуждения не свелись к решению половых проблем, я отметил, что у меня были некоторые наблюдения, захватившие один, совершенно небольшой аспект большой проблемы. Неудивительно, что в силу того возраста наблюдения эти касались довольно житейской сферы интересов.

Бодрийяр говорит о том, что нынешнее "изобилие" порождает больше проблем, чем решает, так как рост потребностей неостановим, но корень этого не в природе человека, как такового, а в природе определенного социального устройства. В первобытных обществах, о которых шла речь, пусковой механизм необузданных потребностей так и не запустился - мы можем глянуть на те примитивные общества, которые до сих пор не затронуты западной цивилизацией (или совсем слабо затронуты ей).

раскрыть ветку (23)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а что такое "пусковой механизм необузданных потребностей" и почему он "не запустился"? Аборигены гонялись за красивыми камешками, современные люди за зелёными бумажками и чем принципиально отличается желание получить джип побольше от желания получить копьё поострее. Желание собрать побольше зелёных фантиков от желания содрать побольше скальпов врагов?

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий
чем принципиально отличается желание получить джип побольше от желания получить копьё поострее.
у кроманьонцев и первых сапиенсов не было таких желаний. Ибо если "острое" копьё с каменным наконечников будет только у одного, а у других заточенные палки, то велик шанс неудачной охоты и смерти всего племени.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Просто племя это одна семья - не будешь же хвастаться тем что у тебя машина больше чем у твоего сына, а когда начинается межплеменное взаимодействие то уже появляются такие желания

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

нет, они были такими же бомжами, самое ценно, чем они могли поменяется - это женщины. Но и тут вас ждёт облом, так как древние люди не отличались моногамными отношениями.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

самое ценное это еда, еда распределена неравномерно и у одного племени больше, у другого меньше

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

хорошее предположение, если предположить, что 50 000 лет назад у них был холодильник. Мы говорим о людях, которые по историческим меркам только вчера начали термически обрабатывать пищу, надо ли говорить, что методы консервации продуктов у них были на низком уровне, что бы иметь  излишки пищи для эквивалентного обмена?

И так это подтверждает ваш тезис о том, что древний человек он как современный, только вместо машину по богаче, хотел копьё по острее, если сами говорите, что разница в распределении благ может быть только между племенами, а не между конкретными индивидами в племени.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Причём тут холодильники? Просто стоянка племени в рыбном/ягодном месте или там где больше мамонтов проходит потому и богаче, аналогично с копьями - это тоже ресурс как человеческий (чувак в племени делает копья лучше других), так и естественный (скальные породы в месте стоянки лучше для изготовления острых копий)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ты же знаешь, почему стоянки называют стоянками? Короче ты саморазоблачился походу, доказательства своего тезиса ты так и не привёл.

Автор поста оценил этот комментарий

В примитивных обществах нет собственности, как подмечено в цитате. Предметы там свободно кочуют от одного индивидуума к другому. Соответственно, там попросту нет смысла гоняться за красивыми камешками. Эта разница в мировосприятии порождала немало непонимания, когда первые европейцы прибывали куда-нибудь в Австралию, например, и сталкивались с тем, что туземцы без всякого смущения брали с кораблей то, что им нравилось. Европейцы считали, что это воровство, но на самом деле это было просто столкновением совершенно разных точек зрения на вещи.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

собственность это юридическое понятие, а у туземцев были их предметы которые они обменивали на другие

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, только обмен шел между племенами, а не отдельными людьми. И при таком обмене зачастую туземцы соревновались, кто больше отдаст. Если интересно, я отыщу свой старый пост на эту тему, там была то ли цитата, то ли факты, пересказанные моими словами.

А пока что вот, кстати, небольшая история, которая немного не в тему, но в целом характеризует разницу между европейцами и папуасами. Как-то раз матросы с одного судна научили мужчин одного племени играть в футбол и даже соорудили им футбольное поле. Спустя несколько лет они снова очутились на том побережье и с удивлением обнаружили, что футбол процветает, но только туземцы изменили правила игры. Теперь они гоняли мяч до тех пор, пока обе команды не забивали достаточное количество голов, соответственно, ни победителей, ни проигравших в таких матчах не было. Самих папуасов очень устраивало такое положение вещей, и от игры они испытывали огромное наслаждение.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

по моему какие-то единичные примеры и трактовать их можно по разному, белые люди тоже соревнуются в благотоврительности, в настолки тоже часто играют пока все не дойдут до конца карты

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я к тому, что превыше материальных ценностей для туземцев было показать щедрость и могущество племени. Как пример, потлач у некоторых индейцев, обыкновение, которое даже запрещали, чтобы индейцы не разорялись подчистую, раздавая подарки.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

племя на столько богато что может делать дорогие подарки и соревнуется в стоимости этих подарков - в современном мире это тоже присутствует

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

друзья, я уже поднакидался и устал

мне кажется очень странным неприятие того, что есть существенные различия между так называемыми примитивными обществами и западной цивилизацией (или не западной, а какой-нибудь китайской). Человеческие культуры настолько разные, что только диву даешься. Рекомендую, например, почитать Маргарет Мид

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Различия между культурами есть, но они не базовые. Например в европейской культуре нищий может быть хорошим человеком, а в китайской культуре нищета это наказание за проступки в прошлом т.е. человек хуевый потому и нищий.

Но когда речь заходит об индивиде они откладываются на второй план и не имеют большого значения.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А вот это кстати интересный момент для меня. Я по возможности стараюсь подмечать созидательные игры, на сотворчество например. И могу уверенно сказать что их довольно мало и большой популярностью они не пользуются. Почти везде присутствует соревновательный элемент или вообще насилие.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это обезьяны в нас дают о себе знать

Автор поста оценил этот комментарий

Хмм. Я всегда думал что корень большинства проблем людей это завышенный эгоизм и его производные, вроде жадности, не зависящие от типа общества и социального устройства, а низкий уровень последних это просто один из сдерживающих факторов.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говоря, не знаю, с какого края взяться за возражения. Отмечу только, что скорее корень эгоизма кроется как раз в порочном общественном устройстве, которое создает у человека глубокую фрустрацию, все время подчеркивая болезненный разрыв между тем, что человек реально имеет и тем, что он должен иметь по мнению этого самого общественного устройства. Как пример, карьерист, который лезет по головам, имея в голове навязанный образ успеха и процветания.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

чисто из любопытства, хотел бы узнать, есть ли пример непорочного общественного устройства?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно же нет, но есть пороки, которые не развиваются сами по себе и просто вяло сопровождают то или иное общество, а есть такие, которые порождают все новые и новые, более глобальные проблемы. Как пример - финансовые кризисы.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку