К слову об "обществе изобилия"

Я привык постить довольно большие тексты, но площадка, где я это делал, ныне мертва. Пикабу не вызывает у меня восторга, но я привык копаться в чем-то до тех пор, пока отвращение не достигнет своего апогея. В конце концов, мне просто не с кем поговорить именно здесь и сейчас.


Но сегодня речь вот о чем.

Бодрийяр, которого я прежде пренебрежительно избегал, полагая, что не отыщу ничего для себя нового в его «Обществе потребления», тем не менее, приятно удивил, и здесь я привожу его рассуждения с опорой на Салинса:


«Нужно отказаться от сформировавшейся идеи о том, что у нас есть общество изобилия, общество, в котором все материальные (и культурные) потребности достаточно удовлетворены, ибо эта идея абстрагируется от всякой социальной логики. И нужно снова присоединиться к идее, развитой Маршаллом Салинсом в его статье о первом обществе изобилия.

По Салинсу, именно охотники-собиратели (примитивные кочевые племена Австралии, Калахарии и т.п.) знали настоящее изобилие, несмотря на их абсолютную «бедность». Примитивные народы не имеют ничего в собственности, они не одержимы предметами, которые они периодически бросают, чтобы те не мешали их передвижению. Они не имеют никакого производства, никакого труда; они охотятся и собирают, можно бы сказать, на «отдыхе» и делят все между собой. Их изобилие всеобъемлюще: они потребляют все сразу, у них нет экономического подсчета, нет запасов. Охотник-собиратель не имеет ничего от Homo Economicus буржуазного изобретения. Он не знает основ политической экономии. Он даже никогда не использует всей человеческой энергии, природных ресурсов, эффективных экономических возможностей. Он верит – и именно это отличает его экономическую систему – в богатство природных ресурсов, тогда как наша система отмечена (все более и более по мере технического усовершенствования) отчаянием перед лицом недостаточности человеческих средств, глубокой и катастрофической тоской, которая является глубинным результатом рыночной экономики и всеобщей конкуренции.

Коллективные «непредусмотрительность» и «расточительность», характерные для примитивных обществ, являются знаком реального изобилия. У нас есть только знаки изобилия. Мы видим при наличии гигантского производственного аппарата знаки бедности и нищеты. Но бедность, говорит Салинс, не состоит ни в малом количестве благ, ни просто в соотношении между целями и средствами; она является прежде всего отношением между людьми. В конечном счете именно на прозрачности и взаимности социальных отношений основывается «вера» примитивных народов; от этого зависит то, что они живут в изобилии даже в ситуации голода. Факт, что никакая, какой бы она ни была, монополизация природы, земли, инструментов или продуктов «труда» не существует там, чтобы блокировать обмены и основать нехватку. Нет накопления, которое всегда является источником власти. В условиях экономики дара и символического обмена достаточно небольшого и всегда ограниченного количества благ, чтобы создать общее богатство, так как они постоянно переходят от одних к другим. Богатство основано не на вещах, а на конкретном обмене между личностями. Оно поэтому безгранично, так как цикл обменов бесконечен даже между ограниченным числом индивидов; каждый момент цикла обмена добавляет нечто к ценности обмениваемого предмета. Именно эту конкретную и основанную на взаимных отношениях людей диалектику богатства мы находим вновь в перевернутом виде в образе диалектики бедности и безграничной потребности в процессе конкуренции и дифференциации, характерных для наших цивилизованных и индустриальных обществ. Там, в первобытном обмене, каждое отношение добавляет нечто к социальному богатству; в наших «дифференцированных» обществах каждое социальное отношение добавляет некую индивидуальную нехватку, так как всякая вещь находится в чьем-то владении и закрыта для обладания других (в первобытном обмене она приобретает ценность в самом отношении с другими).

Не будет поэтому парадоксом сказать, что в наших «изобильных» обществах изобилие утрачено и что его нельзя восстановить никаким приростом производительности, изобретением новых производительных сил. Так как структурный характер изобилия и богатства коренится в социальной организации, то только полная перемена социальной организации и социальных отношений могла бы положить им начало. Вернемся ли мы когда-нибудь к изобилию за пределами рыночной экономики? Вместо изобилия мы имеем «потребление», форсируемое до бесконечности, родную сестру бедности. Именно социальная логика заставляет признать наличие у примитивных народов «первого» (и единственного) общества изобилия. Именно наша социальная логика обрекает нас на роскошную и зрелищную нищету».


Здесь есть много что добавить из своих личных наблюдений по поводу всеобщего невроза, прочно поразившего нашу постиндустриальную цивилизацию; невроза, корни которого простираются более, чем на пару сотен лет назад. В силу известных причин до нашей страны этот невроз потребительства докатился с запозданием, и если на западе он развивался постепенно, то на головы бывших советских граждан он обрушился настоящей лавиной. В детстве, в самом начале 90-х, когда мне было около 12 лет, я чувствовал необратимые перемены, но никак не мог сформулировать, почему они вызывают у меня опасения и подозрения, что что-то происходит не так. Понимание пришло чуть позже, когда я окончил школу, поступил в университет и волей судьбы получил работу, связанную с доступом в дома новых русских. Характер перемен стал более ясен, но пока еще я не слишком чувствовал на себе его влияния. Хуже стало, когда у меня появилась женщина, с которой я потом расстался, и после этого в течение многих лет знакомился с массой других девушек, пытаясь завязать долговременные отношения. Большинство попыток оканчивались неудачей ввиду явного несовпадения интересов, так как именно молодые женщины первыми пали жертвой пропаганды потребительского образа жизни, и я никак не мог нащупать в них хоть какую-то логику. Вначале меня преследовало ощущение, что большинство девушек просто сошли с ума и потеряли всякую ориентацию в социальном пространстве, однако позже, к своему стыду, я принял их правила игры и сам начал верить, что их желания имеют под собой убедительные основания. Я поддался и понемногу стал переосмысливать те ценности и установки, что получил в детстве вместе с другими советскими школьниками. Можно сказать, загипнотизированные нашептыванием масс-медиа сомнамбулы заразили и меня, водрузив мне на плечи гигантский валун вины и убежденности в своей никчемности. Позже я, конечно, стряхнул с себя этот морок и нашел в себе силы обнаружить правильный путь в ядовитых испарениях, чего нельзя сказать о моей бывшей невесте и прочих девицах, жизнь которых спустя годы потерпела полный крах. Этот факт, кстати, вызвал у меня достаточно положительных эмоций просто потому что вкупе с многим другим предварительно подтверждает правильность той жизненной модели, что выбрал я.

Характер заблуждений того первого потерянного поколения был очень наивен, как была наивна риторика и атмосфера того времени. Сейчас другие времена, но тот невроз, о котором идет речь, никуда не делся, но еще более усилился, и никакие заигрывания с консервативными силами эту ситуацию не исправят, так как они не более, чем химера, ярмарочный балаган для отвлечения почтенной публики, пока ей обчищают карманы.

Об этом можно говорить очень много и очень пространно, так что я напоследок ограничусь вот каким замечанием – вряд ли Салинс и Бодрийяр призывают повернуть колесо истории вспять и вернуться к «золотому веку», как могут заподозрить многие читатели. Скорее, это просто небольшая сноска к больничной карте нашего социума.

Лучшие посты за сегодня
6139

Теперь официально

Теперь официально Джонни Депп, Эмбер Хёрд, Суд, Актеры и актрисы, Знаменитости, Приговор, Компенсация
5887

Хороший стартап

Хороший стартап Стартап, Жизненно, Картинка с текстом, Грустный юмор
Показать полностью 1
5806

Чеснок

5699

Изверг

Изверг
5689

Подумалось

Подумалось
5605

Ребёнок

Ребёнок
5596

Как-то так

Как-то так
5088

Правда жизни

Правда жизни Юмор, Картинка с текстом, Взросление, Жизненно, Повтор, Сериал Офис
Показать полностью 1
4264

Ответ на пост «Ключ на Office Professional Plus 2016 (лицензия)»

4093

Отдаю всю зарплату жене

Показать полностью
3849

Про водку, баб и возраст

3639

И вдруг

И вдруг Пруд, Рыбалка, Длиннопост, Лилия, Кувшинка, Белый амур, Соседи
Показать полностью 1
3639

Когда проверил баланс

Когда проверил баланс Карты, Деньги, Вывеска, Реклама, Рокк ебол, Скриншот, Twitter, Повтор
Показать полностью 1
3601

Доехал до океана

Доехал до океана Велопутешествие, Велосипед, Атлантический океан, Испания
3534

Ответ на пост «Да, подходит»

3349

Ликбез

Ликбез
3261

Замена лампочки

3205

Реквием

Показать полностью
3191

Счастливчик

Счастливчик Юмор, Мемы, Картинка с текстом, Пиво
Показать полностью 1
3163

Внезапно постарел?)

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: