История трассы М-4 "Дон"
Российская автомагистраль М-4 играет важную стратегическую роль, связывая Москву с побережьем Черного моря, в частности, с Ростовом и Новороссийском - двумя крупными портовыми городами на реке Дон.
Начало
Дорога была спланирована и построена в первоначальном виде в 1959-1967 годы, хотя путь, связывающий Воронеж и Москву через Елец и считавшимся одной из семи дорог государственного назначения, появился еще в XVI веке. Государевы дороги обеспечивали почтовую и грузовую связь, в случае войны по ним перемещались войска.
В XVII веке на этой трассе были ямы — места для отдыха ямщиков и смены лошадей. Ширина ямских дорог была примерно в 6,4 метра, что на треть больше тогдашних проселочных. По правилам того времени такой путь содержали в порядке: расчищали от зарослей, камней, на нем организовывали мосты и переправы. Несмотря на то, что дороги были государевыми, нападения воров и крымских татар на гонцов здесь редкостью не были.
Уже в 1700 году Петр I учредил строительство тракта Москва – Воронеж через Елец длиной почти 430 км. В расположенных у дороги городах и крепостях имелись заставы, на которых вели учет проезжих, проверяли их документы и отмечали «подорожные», а торговые грузы здесь облагались налогом. Сам тракт представлял собой обычную накатанную дорогу с высаженными по обочинам деревьями и врытыми в землю верстовыми столбами, отмечавшими проделанный экипажем или всадником путь. Примерно через каждые 20 верст можно было переменить лошадей, отдохнуть на постоялом дворе или почтовой станции.
По 25 копеек с мужчин
В 1711 г. грузоперевозки по московскому тракту на юг почти прекратились, и он стал по большей части почтовым. Это связано с прекращением строительства флота под Воронежом и перемещением внимания Петра I к возведению новой столицы — Санкт-Петербурга.
Император Александр I, во время посещения Воронежа в 1813 году, отметил необходимость замостить тракт, как это делают немцы. Однако, этого так и не произошло, дорога долгое время оставалась без соответствующего покрытия, а в непогоду превращалась в болото.
В 1816 году все крупные трассы отошли к ведомству путей сообщения. Для их содержания и реконструкции ввели специальный сбор в размере 25 копеек с «ревизской души» (то есть с лица мужского пола). Тем не менее тракт по-прежнему оставался немощеным.
Новейшая история «Дона»
Только во второй половине 50-х годов ХХ века специалисты «ГипродорНИИ» спроектировали трассу Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону с асфальтовым покрытием, а реализовали проект в 1959—1967 годы. Дорога отвечала техническим требованиям, предъявляемыми к дороге третьей технической категории — с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки.
С 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области протяженностью 18,4 км. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 — 8 полосами движения, в 2000 году — 63 км дороги в Московской и Тульской областях.
Зарождение платного проезда
В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок. В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.
В 2010 году магистраль перешла под контроль госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), проведённый специалистами анализ показал, что более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% — не соответствующим требованиям законодательства.
В наши дни длина трассы перевалила за 1,5 тысячи км, появились разделённые проезжие части и удобные съезды на примыкающие дороги, улучшилось качество асфальтового покрытия, возросло количество участков с искусственным освещением и
обходных путей вокруг населённых пунктов.
Большая часть дороги состоит из благоустроенных платных участков с лимитированной в целях безопасности скоростью (в разных местах до 90, 110 и 130 км/ч, к которым прибавляется запас в 19 «не штрафуемых» км/ч).
Дальнобойщики
253 поста146 подписчиков