47

История портативных консолей

В середине июля Valve представила портативную консоль Steam Deck: первые покупатели получат свои девайсы уже в конце этого года. Прежде попытки Valve выйти на рынок девайсов, например с геймпадом Steam Controller, особым успехом не отличились. Однако предстоящий гаджет от Valve вызывает закономерный вопрос: портативная консоль в 2021 году? Казалось бы, пик популярности портативных консолей остался в конце нулевых и начале десятых годов. Возможно, лучше разобраться в вопросе поможет история, а именно история портативных консолей.


Зарождение


Предки портативных консолей


«Дедушками» первых портативных консолей можно считать различные настольные и переносные электромеханические устройства, представляющие из себя незамысловатые игры. Одной из первых игр с питанием от батареи является Cragstan's Periscope-Firing Range, выпущенная в 1951 году. Все просто: нажимаете кнопку Start, появляется диафильм с кораблями, жмете Fire, под кораблями загораются красные лампочки, сопровождаемые громким звуком. Никаких очков, потопленных кораблей и указаний на атаку — только шум и свет.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Cragstan's Periscope-Firing Range (1951)

Интересным представителем таких устройств является игра Electro Tic-Tac-Toe от японской компании Waco, выпущенная в 1972 году. Обычные крестики и нолики для двух игроков, только не на бумаге, а на электронной доске. Некоторые считают именно ее первой портативной электронной игрой:

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Waco's Electronic Tic-Tac-Toe (1972)

Портативные игры


В 1970-х начинает активно развиваться рынок калькуляторов с оптоэлектронными дисплеями. В 1976 году у компании Mattel, американского производителя игрушек, возникает идея соединить LED-экран с электронной игрой в небольшое устройство, размером с калькулятор. Так выходят две спортивные игры: Auto Race (1976) и Football (1977), которые становятся большим успехом. Конечно, сегодня тот же Auto Race выглядит примитивно. Задача игрока состоит в том, чтобы 4 раза оказаться в верхней части экрана, объезжая другие автомобили (представленные светодиодами) по трем полосам. Однако в то время это было настоящим прорывом: полностью цифровая игра без подвижных механизмов (кроме управления и питания) с дисплеем и звуковыми эффектами.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Auto Race (1976)

Видя, что прибыль от игр может исчисляться сотнями миллионов долларов, другие компании, такие как Coleco, Parker Brothers, Milton Bradley, Entex и Bandai, начинают массово производить собственные портативные электронные игры.


Портативные консоли


Главной проблемой портативных электронных игр тех лет являлось то, что на приобретенном устройстве можно было играть только в одну конкретную игру. Если вам наскучило, приходилось покупать новый девайс.


В 1979 году уже упомянутая американская компания Milton Bradley выпустила Microvision — первую игровую портативную консоль со сменными картриджами. Само устройство содержало лишь чипы для дисплея (монохромный LCD-экран с разрешением 16x16) и кнопок управления, а также небольшой штурвал. Процессор (8-битный Intel 8021 или 4-битный Texas Instrument TMS1100) и кнопки управления (от 2 до 12 в зависимости от игры) располагались на картридже. Консоль разошлась по Северной Америке и Европе в количестве 8 млн штук. Ассортимент игр особо не впечатлял: за все время для устройства выпустили всего 13 игр.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Cosmic Hunter (1981), одна из игры для Microvision, представила идею так называемого D-pad — кнопки для перемещения персонажа в четырех различных направлениях. Сегодня этот элемент есть практически на всех современных геймпадах.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Cosmic Hunter (1981)

В том же 1979 году в далекой Японии Гумпэй Ёкои, инженер и геймдизайнер компании Nintendo, во время путешествия на скоростном поезде синкансэне заметил скучающего бизнесмена, «играющего» с кнопками калькулятора. Тогда ему пришла в голову идея миниатюрной игровой машины с часами для убийства времени. С 1980-го года «Большая N» начала выпуск портативных электронных игр c LCD-дисплеем под названием Game & Watch. В отличие от Microvision, устройства позволяли запускать только одну игру из-за сегментированного жидкокристаллического экрана. Чтобы добавить хоть какого-нибудь разнообразия, на многих девайсах находилось две кнопки: «игра А» и «игра B», отличавшиеся лишь быстротой и сложностью геймплея.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

И хоть Game & Watch не были технологическим прорывом, тем не менее они снискали большую популярность. Из-за этого многие компании в попытке повторить успех японцев клонировали некоторые игры: так знаменитая «Электроника ИМ-02» (»Ну, погоди!») была нелицензированными клоном Nintendo EG-26 Egg. Всего с 1980 по 1991 год выпустили 60 различных игр Game & Watch.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост
История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Упоминания заслуживает Epoch Game Pocket Computer. Это была вторая в мире портативная игровая консоль со сменными картриджами. Устройство продавалось эксклюзивно для японского рынка в 1984 году. Консоль имела прекрасную графику для своего времени: LCD-дисплей с разрешением 75x64 выдавал картинку на уровне Atari 2600. У японцев из Epoch имелся реальный шанс сделать если не революцию, то большой прорыв в индустрии. Однако для успеха недостаточно просто хорошего устройства — нужны интересные игры. А с ними у Epoch GPC была беда: за все время было выпущено всего 5 не очень популярных игр, которые и отправили консоль на геймерское кладбище.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

То, что не получилось у Epoch, получилось у Nintendo. В конце 1989 года «Большая N» выпустила портативную консоль под названием Game Boy. Новое устройство имело монохромный LCD-экран без подсветки с разрешением 164x144, полноценный стереозвук, функцию GameLink, позволяющую играть вдвоем по специальному кабелю, 6 стартовых игр (Super Mario Land, Alleyway, Baseball, Tennis, Yakuman и Tetris) и среднюю стоимость в 90 долларов в Японии и Америке. Первое поколение Game Boy имело ошеломительный успех и впоследствии стало культовой: сотни выпущенных игр, всевозможные аксессуары, включая кабель для подключения к телевизору, системы подсветки, улучшенные батареи и даже принтер. Мечта любого ребенка тех лет!

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Добавим красок


В 1989 году была выпущена первая портативная игровая консоль с цветным экраном — Atari Lynx. Экран поддерживал 4096 цветов и возможность поворота на «180» для удобства левшей. Игры поставлялись в классической форме - в виде картриджей. Консоль поддерживала сетевые режимы игры до 17 человек, хотя большинство игр поддерживало только 8. Помимо того, что Atari Lynx была первой игровой системой с цветным экраном, она также была первой системой с подсветкой экрана.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Atari Lynx

Однако, несмотря на все эти передовые для того времени возможности, консоль не нашла широкого отклика у потребителей. Нововведения сильно сказывались на продолжительности работы приставки: её хватало до 4-х часов. Atari Lynx не имела поддержки со стороны сторонних производителей, что приводило к дефициту игр. На фоне этих проблем и высокой стоимости, потребители обращались в сторону более дешевых альтернатив. Через 2 года, в 1991 году, вышла вторая серия приставок с новым корпусом и незначительно обновленным железом — Atari Lynx 2. Всего было продано 1 миллион Lynx 1 и 3 миллиона Lynx 2.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Atari Lynx 2

В 1990 году мир увидел две портативные приставки — NEC TurboExpress и Sega Game Gear. В хронологическом порядке опишем каждую из них.


NEC TurboExpress


Первый анонс этой приставки был сделан в апрельском номере VideoGames & Computer Entertainment в 1990 году. Приставка была портативным эквивалентом игровой приставки TurboGrafx-16. Консоль обладала 16-битной графикой, разрешением экрана 400 на 270 пикселей. Игры поставлялись на небольших карточках HuCard, которые подходили также и для обычной версии приставки. К приставке можно было приобрести даже ТВ-тюнер, который превращал TurboExpress в настоящий портативный телевизор.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Обложка апрельского номера журнала VideoGames & Computer Entertainment

Несмотря на то, что приставка превосходила всех своих конкурентов, по продажам она провалилась. Всего было продано 1.5 миллиона экземпляров.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

ТВ-тюнер к приставке

Sega Game Gear


Мир Sega Game Gear увидел 6 октября 1990 года. Новая консоль позиционировалась как ответ консоли Game Boy от Nintendo. Game Gear стала третьей портативной приставкой с цветной графикой, поддерживала модули расширения (например, телетюнер). Аппаратная часть приставки была сделана на основе другой приставки от Sega — восьмибитной Sega Master System. Такая преемственность упрощала перенос игр с домашней приставки на портативную. Но, как и все остальные цветные приставки того периода, она потребляла очень много энергии: приставки хватало на 4 часа игры. Кстати, для Game Gear выпускалась специальная линза Super Wide Gear, которая увеличивала дисплей до 5 дюймов. Как итог, приставка нашла свою нишу: всего было продано 11 миллионов экземпляров.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Специальная линза для приставки

В 1995 году Sega выпустила новую портативную приставку - Sega Nomad или Genesis Nomad. Для неё не выпускалось специальных игр, вместо этого приставка была способна запускать картриджи от консоли Sega Mega drive. При этом приставка никогда не выпускалась в Европе или Австралии.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Game Boy Color


Game Boy Color - первая цветная портативная консоль от Nintendo, выпущенная в 1998 году. Консоль работала на 8-разрядном процессоре с тактовой частотой 8 МГц, 32 килобайтами ОЗУ и 17 килобайтами видеопамяти. Для приставки было выпущено порядка 700 игр, а разошлась она тиражом в 118 миллионов экземпляров.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Через 3 года, в 2001 году, вышла приставка Game Boy Advance — уже 32-битная консоль, пришедшая на замену Game Boy Color.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

А через 2 года, в 2003 году, вышла обновленная версия этой приставки - Game Boy Advance SP(special). Она приобрела новый дизайн (как “раскладушка”), встроенный аккумулятор и ряд менее значительных изменений, основанных на жалобах пользователей оригинальной Game Boy Advance.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Пик популярности


Новости о выходе следующего поколения портативных игровых консолей Nintendo ходили еще в далеком 2003 году. В конце 2004 на прилавках американских и японских магазинов (в Европе продажи начались в 2005 году) появилась Nintendo DS. В новом устройстве «Большая N» вновь прибегла к своему любимому складному формату: Nintendo DS была выполнена в виде «раскладушки», как и предыдущая Game Boy Advance SP. Консоль оснастили двумя LCD-экранами. Интересной особенностью являлось то, что нижний дисплей был сенсорным. Он реагировал на нажатие пальцев и воздействие стилусом, что использовалось во многих играх. Систему оснастили микрофоном для коммуникации с другими пользователями и подачи голосовых команд в некоторых играх. Nintendo постарались сделать мультиплеер в играх более доступным, поэтому ввели функцию Download Play. Теперь для игры с другими людьми отпала необходимость во втором картридже: можно было просто скачать у хозяина игры необходимые данные и сразу идти в бой.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

В будущем вышло несколько усовершенствованных версий Nintendo DS. В 2006 году появилась DS Lite, отличавшаяся обновленным дизайном, более компактным размером, увеличенной яркостью и емкостью батареи, а также более удобным стилусом. В 2009 году DS Lite сменил Nintendo DSi. На этот раз консоль стала немного тоньше, появились 2 встроенных камеры и был немного улучшен динамик. В 2010 вышла версия с увеличенным экраном — DSi XL.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Следующим устройством в семействе DS стала консоль Nintendo 3DS, вышедшая в 2011 году. Главной фичей нового девайса стала так называемая поддержка автостереоскопии, позволяющая создавать трёхмерный эффект без помощи специальных очков. Выглядело впечатляюще, однако такое 3D могло запросто вызвать приступ головокружения у неподготовленного человека. Консоль присутствовала на рынке одновременно со своим предшественником, линейкой Nintendo DS. Согласно инсайду от THQ, в новой консоли использовалась очень сложная защита от запуска нелицензионных копий игр. Дело в том, что в начале 10-х пиратство значительно возросло, поэтому «Большая N» решила бороться с проблемой основательно (впрочем, как и любой крупный производитель контента в то время).

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Далее последовали обновленные версии New Nintendo 3DS и New Nintendo 3DS XL с увеличенным экраном и повышенной емкостью батареи. В 2017 году вышла 2DS XL с увеличенным на 82% экраном. Наконец в сентябре 2020 года поддержку Nintendo 3DS и всех младших моделей прекратили.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Семейство DS было очень популярным. Оно и неудивительно: с начала нулевых Nintendo является крупнейшим игроком на рынке портативных игровых консолей. Однако в конце 2004 титул короля портативного гейминга попытался оспорить другой мастодонт игровой индустрии...


PlayStation Portable, PSP — первая портативная игровая консоль производства Sony Computer Entertainment и четвертый продукт в линейке PlayStation. Анонс PSP состоялся на выставке E3 2003. Консоль поступила в продажу в конце 2004 года в Японии и в 2005 году в остальном мире. PSP стала первой портативной консолью, использовавшей оптический накопитель Universal Media Disc (UMD) в качестве основного носителя. Вдобавок имелись широкоэкранный TFT LCD-экран с разрешением 480x272 и поддержка всех актуальных стандартов беспроводной связи. Память расширялась при помощи специальной карты Memory Stick Duo. В дальнейшем были выпущены различные модифицированные версии оригинальной консоли: PSP Slim, PSP Lite, PSP Bright, PSP Go, PSP Street. Основные изменения: уменьшение габаритов, некоторые переделки дизайна (например, механизм слайдера в PSP Go), добавление поддержки Bluetooth и PlayStation Store.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

В целом Sony удалось сделать удачную портативную консоль, которая заслуженно пользовалась популярностью и на равных конкурировала с Nintendo DS. Но новые версии устройства не предлагали потребителям ничего нового, в отличие от семейства Nintendo DS, поэтому в Sony решили сделать технологический шаг вперед.


2010-е


PS Vita


PS Vita стала преемником PlayStation Portable (PSP). В конце 2011 года консоль вышла в Японии, а в начале 2012 года в остальном мире. Новую приставку снабдили сенсорным пятидюймовым OLED-экраном, системами беспроводной связи и шустрым железом. Сама по себе, PS Vita — очень годный гаджет, который погубила политика Sony. Компания была уверена в непоколебимости своего места на рынке и вместо сотрудничества с разработчиками игр, Sony решила сделать уклон в маркетинг и подогрев публики. В итоге, когда консоль начали раскупать выяснилось, что игр на неё чрезвычайно мало. В дальнейшем Vita получила немало хороших игр, однако каких-либо интересных эксклюзивов на консоль не вышло.

История портативных консолей Playstation, Unity, Gamedev, Игры, Консоли, Длиннопост

Nintendo Switch


В 2017 году Nintendo выпустила гибридную приставку Nintendo Switch: она может работать как портативная, так и домашняя консоль (для этого используется док-станция).


Характеристики у девайса следующие:


- Процессор Nvidia Tegra X1;


- Аккумулятор на 4310 мАч;


- ПЗУ — 32 гб, ОЗУ — 4 гб;


- 6.2 дюймовый экран;


- Габариты: 239 x 102 x 13.9 мм;


- Вес: 398 грамм;


В 2019 году вышла Nintendo Switch Lite — младший брат Nintendo Switch. Новая консоль стала меньше, что сказалось на некоторых играх. В целом Nintendo смогла привлечь AAA-разработчиков, и сейчас для консоли доступно свыше 4400 игр.

Автор: Степан Стабредов

Продолжение здесь: https://habr.com/ru/company/timeweb/blog/572318/

Лига Геймеров

54K поста91.5K подписчиков

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.