История одной семьи. Глухие родители. Часть 2.

Я благодарю всех людей, кто откликнулся на мою просьбу задавать любые интересующие их вопросы в комментариях к своему предыдущему посту. Во многом именно Вы задали мне нужный вектор, благодаря Вам состоялось написание этого поста. Для меня, как и для моей семьи очень важно ощущать, что глухие люди НЕ являются брошенными или никому не нужными, наоборот интерес к жизни людей с особенностью растёт и я надеюсь, когда-нибудь человечество сможет излечивать большинство болезней, которые приводят к утрате слуха. Продолжая тематику своего предыдущего поста, в котором я подробно остановился на истории своей семьи, хотелось бы затронуть вопрос обучения глухих детей в школах и их дальнейшую социализацию, а затем ответить на вопросы о жизни слышащих детей в семье глухих родителей.

- Как происходит процесс обучения в школе? Сколько человек обычно находится в классах для глухих детей? Чем отличается учебная программа от слышащих?
- Глухие и слабослышащие дети точно так же, как и все остальные посещают школу, однако учатся они в ней 12 лет (во времена СССР обучение длилось столько же). Классы небольшие, до 10 человек максимум. Каждый ребёнок имеет своё место и специальные наушники, усиливающие голос преподавателя. Парты расставлены полукругом, чтобы всем ребятам было удобно видеть и слышать друг-друга. Преподаватели-предметники «наговаривают» тему урока в специальный микрофон. В случае, если кому-то из детей трудно распознавать речь учителя – она дублируется дактилем или языком жестов. Существуют специальные уроки посвящённые изучению жестового языка, учителя на них на карточках объясняют ребятам соответствие букв русского алфавита определённому жесту (дактиль, который показывается кистью одной руки), затем учатся сокращать слова используя «жестовый язык» (русский жестовый язык имеет богатый «словарный запас», большинство слов обычного русского языка имеет свой определённый жестовый эквивалент).

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост
История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

- Поступают ли глухие люди в ВУЗы? Как происходит обучение после школы?
- Скажу об опыте обучения своих родных и их знакомых. Все они имеют средне-специальное образование, закончили специализированные колледжи. Обучение в них – был неимоверно сложным испытанием для всех, с кем я разговаривал. Несколько раз они хотели бросить учёбу, но понимали, насколько туманной будет их жизнь без наличия образования и стиснув зубы шли учиться. Моя мама закончила медицинский колледж в Ульяновске, папа – техникум в Норильске по специальности электрогазосварка. Дядя - выпускник Пензенского медицинского колледжа, где учился на зубного техника (специалист, изготавливающий зубные импланты и пр.) Честно скажу, про обучение глухих людей в ВУЗе ничего не слышал, но обманывать не буду, полагаю, что такие люди были и, если они не бросали обучение – становились квалифицированными специалистами. В чём трудности в получении образования после школы? Это, прежде всего, отсутствие большого числа мест для обучения (приходится ездить по стране в поисках места учёбы). Отсутствие терпеливых преподавателей, которым необходимо за тот же срок, что и слышащим ребятам преподать программу для глухих студентов. Третье – невероятная сложность в обучении по меркам школы (достаточно общая проблема и для слышащих ребят, как по мне), которая приводит к тому, что отток студентов на некоторых дисциплинах порою достигает 60-80%.

- Насколько трудно трудоустроиться глухому человеку?
- Ответ на этот вопрос тесно связан с одной из целей ВОГ (Всероссийского общества глухих), которая призвана помочь глухому или слабослышащему человеку найти работу и получать денежное довольство не ниже среднего на рабочем месте. Если глухой человек сжав зубы заканчивает обучение в колледже или техникуме и получает диплом, то это увеличивает его шансы многократно. Моим родителям повезло, потребность в сварщике и фельдшере-лаборанте в нашем городе была довольно высока, поэтому, хоть и со скрипом, оба они получили работу, на которой продолжают работать и по сей день. Дядя, который получил образование зубного техника – получил работу только после знакомства с глухим человеком, который был соучредителем частной зубной клиники (одна из вершин в карьерной лестнице по мнению подавляющего большинства глухих людей). Казалось бы, деятельность ВОГ должна способствовать упрощённому получению глухими людьми места работы, но работодатель зачастую не хочет идти на риск. Глухой человек кажется ему нелюдимым, отстранённым, который не сможет влиться в трудовой коллектив, а коллектив не захочет видеть его в себе. По моему мнению – это заблуждение. Да, допуск глухих людей к работе на опасных предприятиях, требующих повышенного соблюдения ТБ – это одно, другое дело - работа зубного техника, который тихо и аккуратно выполняет свою работу за своим рабочим столом или фельдшер-лаборант, который не отвлекается на разговоры с коллегами по работе, а молча заполняет бланки сдачи крови и записывает всё в общий журнал. Хотя и в этом тезисе есть исключение: я знал одну глухую девушку, которую не взяли на работу (без образования) в маникюрный салон, где от неё требовался навык общения с клиентками. Несмотря на это, большинство глухих людей, с которыми я общался и продолжаюсь общаться – талантливые плотники, фрезеровщики, сварщики, повара, зубные техники, лаборанты биохимических лабораторий, слесаря. (!) Но 5-ый разряд электрогазосварщика моему отцу уже лет 10 не выдают, мотивируя это «отсутствием работы» по данному разряду.

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

- Если ВОГ не может помочь в устройстве на работу, то чем же оно вообще занимается?
- Это очень сильно зависит от руководителей конкретного регионального отделения ВОГ. Например, Норильское отделение ВОГ совместно с сообществами инвалидов (здесь я имею в виду взрослых людей с отсутствующими конечностями, детей с особенностями развития) ежегодно проводит Спартакиады по различным видам спорта: волейбол сидя, дартс, плавание, настольный теннис, мини-футбол, стрельба из положения лёжа, шашки, шахматы, армрестлинг, бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину. Не хочется хвастаться, но мои родители активно участвуют в спортивной жизни сообщества глухих и часто приносят награды за 1-3 места. В отличие от такого единения среди инвалидов Норильска, в Самаре, где живёт мой дядя такого не наблюдается. Возможно, я буду лукавить и попросту не знаю о каких-то движениях в миллионной Самаре, но в маленьком Норильске жизнь по-настоящему кипит. ВОГ обеспечивает досуг глухих людей, приучает их с раннего возраста заниматься спортом. Помимо проведения спортивных мероприятий, ВОГ организует встречи, совместные праздники – 23 февраля, 8 марта, День Победы. Глухие люди собираются вместе, обсуждают последние новости, слушают что произошло в жизни друг-друга, устраивают концерты, театральные постановки. Помимо этого, ВОГ обязан выделять специалиста-сурдопереводчика, для обеспечения комфортной жизни глухих людей. Скажем, одинокий глухой человек, которому необходимо обратиться в поликлинику, ЖЭК, который не имеет слышащих родственников, способных ему помочь – может получить помощь специалиста, который совместно с ним сходит куда ему необходимо и поможет решить все проблемы. Станет на время его ушами и его голосом. Однако из-за крайне низкого числа квалифицированных специалистов (по последней известной мне статистике, на 420 официальных членов ВОГ в Норильске приходилось всего 2 сурдопереводчика при нормативе в 1 сурдопереводчик на 10-15 человек) глухим людям приходится писать на бумаге длинные запросы или обращаться за помощью к родственникам, которые способны им что-то перевести.

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

- Насколько «активны» в общении глухие люди?
- Все люди – разные, глухие люди – не исключение. Есть тихие, замкнутые и скромные люди. Есть «заводилы», которые шутят, смеются и делают жизнь сообщества чуточку веселее и интереснее. Для большинства глухих людей само осознание своей «болезни» является комплексом неполноценности. Они стесняются своей глухоты, не хотят, чтобы люди принимали их такими (по их мнению, глухой, значит дурачок, которого легко обмануть) и по этой причине стараются лишний раз на публике не общаться на языке жестов (мой дед «бил» меня по рукам, когда мы в детстве ходили по двору и я пытался что-то у него спросить), не вешать на машины специализированный знак «Глухой водитель». К слову, однажды, я, мой отец и мой дядя – шли куда-то по делам пешком. Я был в числе догоняющих и отпустил их вдвоём чуть поодаль на тротуаре. Компания молодых людей, которая шла нам навстречу, увидев диалог двух взрослых мужчин, сразу прокомментировала это словами: «Педики!». Возможно, что если бы в компании был бы слабослышащий человек, он передал бы это своему спутнику и завязалась потасовка или передал бы это другим своим знакомым и у всех глухих стало бы складываться ощущение, что их не любят в обществе слышащих, их не воспринимают как равных. Глухие люди очень сильно склонны всё усиливать и драматизировать, и обидеть глухого человека – проще простого.

P.S. С наглыми молодыми людьми я «поговорил».

Здесь я бы хотел перейти к таким людям как я, слышащим детям глухих родителей и ответить на вопросы, связанные с воспитанием детей у глухих родителей. Стоит ли говорить, что моё рождение и рождение моей младшей сестры воспринималось моими родителями как чудо и они делали всё возможное, чтобы не повторились те ошибки, которые привели их самих к потере слуха. После моего рождения маме пришлось выслушать много нелестных прогнозов от врачей: «Да твой малыш будет глухим», «Он никогда не сможет ходить, у глухих родителей редко рождаются здоровые дети (*откровенная ложь*)» и т.д. Мама очень беспокоилась, но в глубине души верила, что всё это не так. Ей уже пытались внушить, что встречаться с моим папой – это большая ошибка. По словам одной слышащей учительницы в школе, мой папа, частично грузин, частично немец и русский, обязательно «увезёт тебя в свой аул» и многую другую чепуху. После моего рождения, в уходе за маленьким мной маме активно помогала моя бабушка по отцу (свекровь), поскольку мамины родители жили в Самаре. Бабушка и мама не верили словам врачей, боялись ставить сомнительные уколы (но они не являются «антипрививочниками», ни в коем случае) и занимались со мной, проводя часы за разминкой моих ног и рук. В итоге я всё же был пошёл, даже побежал… вот уж не знаю, назло врачам или благодаря массажу и гимнастике моей мамы или и то, и другое сразу. После выписки из роддома – мама проводила со мной полностью два первых года моей жизни.

- Кто читал тебе в детстве книги? Как родители учили тебя языку жестов?
- Как ни странно, но, книги в детстве мне читала сначала мама (что серьёзно улучшило её навык устной речи), а потом слышащая бабушка. Понятное дело, что сторонний наблюдатель вряд ли понял то, что устно произносила мама в самом начале наших чтений, поскольку глухие люди говорят очень своеобразно. Кто-то выше, кто-то ниже. Кто-то громче, кто-то тише. Во время встреч глухих людей в нашем доме даже устраивались караоке-вечеринки… (это навевает смешные воспоминания из детства). Но я, с тех ранних пор могу воспринимать голос своей мамы совершенно без проблем, не используя ни дактиль, ни жестовый язык (позднее мне стала доступна и папина устная речь). Что касается языка жестов, то передо мной повесили дактильную азбуку (как на картинке) и сказали тренироваться про себя. Мне было около 4 лёт. В связи со своим «обучением» вспомнил одну историю, которая сподвигла меня продолжать свои занятия: Я как-то забежал на кухню, где сидели мама с папой и что-то хотел схватить со стола, но жутко зачесавшийся нос срочно запросил возможности чихнуть и я, не обученный нормам этикета чихнул куда пришлось – на стол. Понятное дело, это НЕ понравилось и маме, и папе. Я тогда побежал к бабушке просить её помочь мне написать письмо, в котором я бы попросил прощения за случившееся. Письмо до сих пор хранится в семейном архиве, а я с тех пор решил, что больше посредников в общении между мной и родителями не будет никогда. К слову, выучить алфавит – было очень и очень просто. А вот выучить жесты – задачей практически нереальной без практики. На новый год папа попросил меня записать моё поздравление на камеру используя все жесты, которые я знал. Я попросил у отца уточнить как будут жесты «Новый» и «Год» из которых я бы собрал конструкцию «С Новым Годом!». Папа показал, но настолько быстро, что я решил попробовать наугад. Собрался с духом и показал «С», «Новый»… и вот этот жест, который вызвал бурю смеха у моего папы. Ничего не объясняя, он повторил просьбу на следующий новый год и вновь я пожелал всем «Нового говна», вызывая новые порции улыбок со стороны папы. Позднее мама объяснила мне как правильно показывать пресловутый жест «Год». Спасибо!

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост
История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

"С Новым годом!"

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

"Новый"

История одной семьи. Глухие родители. Часть 2. Глухота, Глухонемые, Семья, Язык жестов, Обучение глухих, Гифка, Видео, Длиннопост

"Этот жест" или "Говно"

- Насколько глухие родители повлияли на развитие и формирование твоей личности?
- Трудно оценивать себя, признаюсь честно. Но, так как я ничего не скрываю от тебя, мой дорогой читатель, то я постараюсь ответить и на этот вопрос. Бабушка, которая жила с нами – не очень хорошо знала жесты, но могла довольно неплохо показать какое-нибудь слово с помощью дактильного алфавита и придуманных собою жестов, которые иногда входили в диссонанс с общероссийскими настолько, что её предложение «попить чаю» превращалось для наших глухих гостей в «пойдём прибухнём». Поэтому я сразу был назначен штатным переводчиком и поскольку при переводе я поддерживал постоянный визуальный контакт с мамой или папой, то мне потом это сильно мешало при общении с взрослыми слышащими людьми (я просто не мог смотреть им в глаза и постоянно хотел их отвести). Мама не часто пользовалась моими сурдопереводческими способностями, а вот папа помотал меня капитально :-) Но я на него никогда не обижался и всегда старался помогать всеми возможными способами. Мы вместе ходили получать документы, покупали овощи, меняли смеситель, выясняли вопросы с Интернет-провайдером. А в возрасте 10 лет я даже вёл бизнес-сделку по продаже одной машины и покупки другой, ради чего мы посетили абсолютно все автосалоны Самары. Удивлённые консультанты спрашивали: давно ли я владею этим сакральным знанием жестового языка, на что я всегда гордо отвечал, что уже 6 лет (!!!) я голос и уши моих мамы с папой. Мне пришлось рано начать переводить своим родителям, но это научило меня приходить на помощь глухим людям, которых я встречал в городе. Впоследствии, мама рассказывала, что обо мне, как о достойном сыне своих родителей она слышала и в клубе ВОГ, чему была несказанно рада.

- Тебя никогда не ущемляли из-за того, что твои родители – глухие?
- Лично меня – никогда. Для меня глухота родителей была поводом для гордости. Чего смогли достичь другие глухие люди? Разносить брелоки по пляжам и по поездам (несколько лет назад я поймал таких «разносчиков» и допросил на предмет глухоты, однако все они оказались действительно глухими)?! Нет, в отличие от тех, кто бросил учёбу, не захотел получать образование – они закончили учиться, получили хорошую работу. Они – предмет моей гордости, хоть и всегда просят меня особо не кичиться этим и не говорить всем, что я сын глухих родителей. Однако, я знаю, что другая девочка в глухой семье моего города неоднократно становилась объектом насмешек по поводу глухоты своих родителей. Трудно сказать из-за чего конкретно так происходило. Возможно, дело было в ней самой или в её одноклассниках.

Подводя определённый итог, хочется поблагодарить Вас, что смогли дочитать эту огромную историю до конца. Спасибо всем тем, кто задавал вопросы в комментариях к предыдущему посту (если у Вас возникли какие-то вопросы, смело пишите, постараюсь ответить). Надеюсь, Вам было интересно узнать что-то новое о жизни глухих людей, приоткрыть для себя частичку их личной жизни, узнать для чего нужен клуб ВОГ и как развлекаются глухие люди. Закончить мне бы хотелось выдержкой из творчества глухого поэта Ивана Исаева, который написал стихотворение, ставшее неофициальным гимном всех глухих людей России, а так же приложить видео-выступление глухого певца, который исполняет песню на эти стихи перед глухой публикой (он чувствует ногами колебания пола и знает когда нужно «петь» какую строчку).

Крики радости, крики отчаянья…
В море звуков земли родной
мы живём островами молчания,
окружённые тишиной.

Звуки, звуки кругом трассируют,
но не слышит их тот, кто глух.
Наша слабость, стань нашей силою,
силой разума, силой рук!

Мысль не меряют децибелами,
суть не в громе парадных фраз.
Мы дела свои молча делаем
и дела говорят за нас!