История одного здания - 3

Продолжение, предыдущая часть тут: История одного здания-2


В 1884 году в одной из своих работ Алексей Шашин писал о селе Зуеве: «Из 300 домов в этом селении православных насчитывается не более 20. Главные богачи – все старообрядцы и принадлежат к разным старообрядческим толкам…»


Помимо беспоповской общины поморского согласия, в селе Зуеве была обширная община староверов-поповцев, принадлежащих Белокриницкой церкви. У них тоже были высокие покровители в лице представителей той же династии Морозовых, но другой, поповской ее ветви. Буквально в паре десятков шагов от поморского храма, про который я веду свой рассказ, находился участок старообрядцев Соловьевых, предоставленный ими для нужд поповской общины. Степан Денисович Соловьев служил бухгалтером на морозовских фабриках. До пресловутого Указа о веротерпимости там стояла деревянная моленная, пока в 1906 году не началось строительство нового каменного здания церкви. Оплатила строительство известная меценатка Мария Федоровна Морозова, мать Саввы Тимофеевича Морозова. Сама старообрядка, она прославилась тем, что щедро выделяла собственные средства на строительство культовых зданий разных конфессий. Известна история, как в одном белорусском местечке сгорела синагога, и местные евреи, прослышав про ее миссионерскую щедрость, обратились к Морозовой за помощью в строительстве новой синагоги. Помощь была тут же оказана.

История одного здания - 3 Церковь, Старообрядцы, История, Длиннопост

Мария Федоровна Морозова

Строительство поповского храма на Кузнецкой улице было окончено в 1908 году. По зуевской традиции, новопостроенный храм тоже освятили в честь Рожества Пресвятой Богородицы. Также, освящены были два придела в честь святителя Николы и мученика Никиты. Как повествует старообрядческий журнал «Церковь» за 1908 год: «10 февраля 1908 года епископом Кирилом Одесским и епископом Александром Рязанским и Егорьевским в сослужении священников Рогожского кладбища о.Елисея Мелехина и Иоанна Власова, диаконов Елисея и Льва и местного духовенства состоялось освящение нового храма. За литургией пение было исполнено мужским и женским хорами фабрики И.А.Морозова (г. Богородск)».

История одного здания - 3 Церковь, Старообрядцы, История, Длиннопост

Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы поповской старообрядческой общины, ул. Кузнецкая, .15

Ровно 30 лет, с 1908 по 1938 год, большой и красивый, построенный в неорусском стиле, храм Рожества Пресвятыя Богородицы наряду с Черной молельней (Молитвенным домом Рожества Пресвятыя Богородицы) был центром духовной жизни орехово-зуевских белокриницких староверов. После ареста настоятеля храм Рожества Богородицы на Кузнецкой был закрыт и частично разрушен. С 1916 и по 1938 год его настоятелем был отец Григорий Петрович Хазов, окончивший свое служение Богу и людям мученической кончиной на Бутовском полигоне НКВД. В молодости этот простой парень из гуслицкой деревни Заволенье работал ткачом на фабрике Саввы Морозова, в свободное время пел в любительском хоре старообрядческой общины. С 10 февраля 1916 года Григорий Петрович Хазов начал служить в зуевском храме Рожества Богородицы.

История одного здания - 3 Церковь, Старообрядцы, История, Длиннопост

Отец Григорий с семьей в 1919 году.

В январе 1938 года к дому священника, который находился при церкви, подъехал черный воронок ОГПУ. Была ночь 24 января, а 23 января батюшка отметил свое 60-летие. Уполномоченный УНКВД предъявил священнику ордер на обыск и арест. НКВД-шники перерыли весь дом и увезли отца Григория. Больше его никто не видел. Через 10 дней он без суда и следствия был расстрелян на Бутовском полигоне, информация об этом была засекречена. Его жена узнала о гибели мужа только лишь в 1957 году, после ХХ съезда.

История одного здания - 3 Церковь, Старообрядцы, История, Длиннопост

Из дела отца Григория.


Церковь, естественно, закрыли. В 1940-м году она была переделана под корпус Трикотажной фабрики. Некоторое время оставалась узенькая колокольня храма, расположенная чуть сбоку. После войны и до нее "дошла очередь".

История одного здания - 3 Церковь, Старообрядцы, История, Длиннопост

Всю свою юность я каждый день проходил мимо, не понимая, что это за здание. Студентом я вынужден был подрабатывать ночным сторожем на автостоянке, где познакомился с одним персонажем, которого звали Рудольф Палыч, тот был наполовину эстонец. Рудольф Палыч был моим сменщиком. Однажды в подпитии старик разоткровенничался и рассказал мне, как в молодости участвовал в разгроме староверской церкви. С этим лихим делом пенсионер связывал все последовавшие в его нелегкой жизни несчастья. Лишь после его рассказа, возвращаясь домой и разглядывая фасад здания, я понял, что под надстройкой фабрики действительно скрывается здание старинной церкви.


Продолжение следует.