История одного здания-2

Начало тут История одного здания


Прошу прощения, что так затянул с продолжением.

Итак, мы остановились на том, что значительно расширившаяся беспоповская община села Зуева решила перестроить свой молельный дом в настоящую церковь.

25 мая 1909 года на годичном общем собрании членов общины ее почетными членами были избраны жившие в Москве Алексей Викулович Морозов, Зимины Яков и Филипп Куприяновичи, Иван и Николай Макариевичи и Григорий Иванович. Большой стройке требовались серьезные покровители.


Проект был разработан московским архитектором Ильей Евграфовичем Бондаренко – знаменитым, наравне о Щусевым, российским, а затем советским, представителем неоромантизма в московской архитектуре ХХ века. Оба посвятили себя проектированию храмов – единственного типа зданий, без натяжки допускавшего воссоздание пространственно-планировочной структуры и сводчатых систем зодчества Древней Руси. Они видели в религиозном искусстве последний оплот духовности и красоты, противостоящий победному шествию утилитаризма. Илья Евграфович продолжил работать и в Советской России, умер он в июле 1947 года в Москве. Вот другие работы мастера:


Это старообрядческая церковь в Москве, в Токмаковом переулке.

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

Это тоже старообрядческая церковь, и тоже  в Москве, в Гавриковом переулке

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

Это старообрядческая церковь в Богородске, теперь это Ногинск:

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

Это старообрядческая церковь Анны Кашинской в деревне Кузнецы:

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

А это сам архитектор Бондаренко на стройке храма:

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

В 1912 году поморский храм был реконструирован без ограничения «внешних оказательств» – значительно расширен, он получил два придела и колокольню. Издалека теперь был виден яркий восьмиконечный православный крест.


Сохранились имена тех, кто принимал участие в закладке храма 9 августа 1912 года. Закладку восточного угла придела осуществил отец Симеон Васильевич; западного – Ф.К. Зимин и С.Н. Свешников; углов притвора – Д.Ф. Крюков и Н.Г. Хвальковский, углов северного придела – М.И. Беляев и М.Р. Дмитриев. Рассматривая зуевский храм, и сегодня можно различить старое здание молельни.


Обновленный храм был освящен 2 декабря 1913 года. В извещениях для приглашенных было напечатано:

«Совет Зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия извещает своих единоверцев, что перестройка Святого Храма во славу Рожества Пресвятыя Богородицы и Святителя Николы при помощи Божией окончена, и в 22-й день декабря сего года будет совершено освящение оного. Извещая о сем, Совет усерднейше просит Вас почтить своим присутствием предстоящее духовое торжество».


Храм предстал перед жителями Зуева во всем своем великолепии. Теперь он мог вмещать в себя более тысячи прихожан. Его колокольня под высокой четырёхскатной крышей серо-голубого цвета венчалась главкой с вызолоченным крестом. В южном приделе имелась раздевалка для мужчин, в северном – для женщин. В южном полуподвальном помещении проживал помощник отца духового (так называются беспоповские наставники), он же головщик церковного хора. В северном полуподвальном помещении размещалась кухня и котельная. Ксилолитовый темно-красного цвета пол натирался воском. Храм получился светлым и просторным. Высокий свод, стены с втянутыми вверх закругленными окнами. Громадное паникадило из светлого металла в праздники опускали, зажигали свечи и поднимали к сводам потолка. Канон на светлой заутрене пели три хора: правого клироса – мужской, левого - смешанный, и располагавшийся на верхнем балконе хор девушек.

Иконы в иконостасе без дорогих серебряных или позолоченных окладов. Стены и своды выкрашены в бледно-голубой или бледно-салатовый цвет, росписей на их не было. За иконостасом в узком помещении хранились духовные книги (у беспоповцев нет алтарей). У боковых и задней стен стояли разные по высоте скамейки из светлого дерева, а на них лежали войлочные подручники. На втором этаже в южной комнате размещалась библиотека. Здесь же были и хоры.


Оригинальной была система отопления и вентиляции храма. Калориферное отопление достаточно прогревало церковь в любую стужу. Летом же внутри всегда было прохладно.

Службы совершались торжественно, строго по чину. Порой в Зуево приезжали москвичи для совершения брачного обряда. «Каменную моленую» поддерживали Морозовы и Зимины. Как правило, викуловские фабрики один день в год работали на храм. Совет зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия дважды (18 марта 1911 года и 21 февраля 1914 года) получал от Никольской конторы Викулы Морозова по 10 000 рублей на перестройку храма в Зуеве. 20 апреля 1914 года Собрание Зуевской общины поморцев постановило: «за пожертвования Товариществом Викулы Морозова в 1911г и 1914г в сумме 20 тысяч рублей на постройку храма записать в книгу вечных поминовений Викулу Елисеевича и Евдокию Никифоровну Морозовых и поминать вечно панихидами в день их смерти и в день их Ангела».

История одного здания-2 История, Старообрядцы, Церковь, Храм, Длиннопост

Никольские мануфактуры Морозовых находились ровно напротив храма, на другом берегу Клязьмы.


18 декабря 1915 ода община испросила 10 тысяч рублей у Ивана Викуловича Морозова на устройство главы на храме, в последний раз для строительных работ. 5 января 1916 года названная сумма от фирмы была получена, но соорудить главу уж не успели.

Наступали темные времена.


Продолжение следует (обещаю больше не затягивать)))...