История одного перелёта.

В далеком 1999 году наш экипаж подводной лодки отправили в город Сосновый бор на обучение. На улице ноябрь, на Камчатке выпал снег, похолодало. Военнослужащие, жены и дети организовано были собраны и посажены в кунги, отправлены в военный аэропорт. Я, будучи тогда молодым лейтенантом, не знал, как выглядит отлет с полуострова в эти чудесные 90-е. Желающих убраться с полуострова было около 500 человек, вместе с нашим экипажем. Лететь мы должны были военно-транспортной авиацией. На аэродроме военно-транспортная авиация выглядела как ИЛ-76МД. Это такой десантный вариант воздушного грузовика. Экипаж выгрузили, все стоят, мерзнут, ждут погрузки в самолёт. Выпавший снег начинает подтаивать, превращается в снежно-водную кашу. Жены и дети были посажены в работающие Камазы, а военные, как морозостойкие,  оставлены на улице. Через час мы уже грелись, надевая рукав шинели на выхлопную трубу Камаза... А что, никаких построек нет, около 0, ветер. Коньяк выветривался, не доходя до желудка. Часа через четыре появился экипаж ИЛа. Первыми пошли женщины и дети, их рассадили на сидушки по бортам, экипаж занял свободные места (а было их около 70-80), дембеля и отпускники зашли, как в автобус, уплотнились, багаж свалили на аппарель. Всех проинструктировали, что летим до Новосибирска, дали ведро под естественные надобности и полетели... Лететь хотели все, поэтому уплотнились, как в автобусе в час пик. Только что за поручни не держались.
Новосибирск. На улице -25. Дембелей отправили на поезд, часть отпускников тоже. Командир ВС сообщил, что летим утром до Москвы. Самолет подогнали поближе к аэропорту, все вышли и потопали устраиваться. Багаж посоветовали забирать с собой, так как самолеты вскрывают! Как машины! Потопали мы в аэропорт, свалили там сумки в центре зала и стали спать. Кто-то на сумках, кто-то на креслах. Вёз я трёхлитровую банку красной икры, пришлось ей закусывать, потому как при той зарплате, всё что продавалось в кафе аэропорта, было недоступно по цене. Выпили мы "коньяк" (жуткое пойло), что и помогло более-менее поспать до утра. Утром сели в самолет и как ни странно для ВТА, вовремя взлетели.
В Москве горячие головы советовали командиру ехать дальше поездом. Но кэп был непреклонен. Летим в Остров. Отпускники вышли в Москве, дальше летел только экипаж пл.Вот тут летчики оторвались... Взмыли в небо свечкой,  76-й обладает истребительной динамикой. Аж багаж куда-то в корму ссыпался... Еле коляску поймать успели. В Острове дали посмотреть на посадку из кабины штурмана. Захватывающее зрелище! Земля вот она, под ногами, буквально в метре!  Бах! И катимся по полосе...
В конце 90-х и начало 2000-х с Камчатки и на Камчатку невозможно было улететь, кроме как  ВТА. ВПД не принимали, билетов не было. Поэтому был ажиотаж у отпускников. А дембелей со срочки только так и возили. ИЛ-76 и АН-12 мы "скотовозами" называли.