9

История Кока-Колы: от аптечного сиропа до мировой диктатуры вкуса

Однажды в 1886 году один аптекарь, Джон Пембертон, в своей лаборатории в Атланте колдовал над очередным целебным сиропом. Он пытался изобрести что-то против усталости и головной боли, а в итоге сотворил темный, сладкий и шипящий эликсир. Его бухгалтер, Фрэнк Робинсон, а это вообще был гений маркетинга, придумал ему имя — «Coca-Cola», и красивым почерком вывел тот самый логотип, который мы знаем сейчас. Но дело не пошло. Пембертон продавал это дело по грошам, а в итоге и вовсе перед смертью распродал права, даже не поняв, какого монстра он создал.

И вот тут на сцену выходит главный акула того времени, Аза Кендлер (фармацевт и предприниматель, будущий мэр Атланты). Этот парень был не промах. Он скупил акции компании и в 1888 году взял бразды правления в свои ежовые рукавицы. Он понимал, что продавать надо не лекарство, а удовольствие. Он начал вбухивать бабки в рекламу, раскручивая кока-колу как вкуснейший газированный напиток. Он постепенно выкупил все права у партнёров и наследников Пембертона, чтобы стать единственным и неповторимым владельцем формулы. Жестко? Еще как! Но именно он превратил локальную шарманку в национальный хит.

А потом грянул новый вызов, и нужно было убирать кокаин из рецепта. В 1904 году под давлением общественности и врачей Кендлер перевёл напиток на «декокаинизированные» листья коки. Название при этом никто не запрещал, Coca-Cola осталась Coca-Cola.

Дальше стало ещё интереснее. Кендлер нашел еще одного гения, Джозефа Биденхайма (владельца маленькой кондитерской в Миссисипи), который в 1894 году впервые разлил колу в стеклянные бутылки. До этого ее пили только в фонтанчиках, как «напиток на месте» в аптеке или кафе. Это был взрыв мозга! А в 1899 году компания заключила соглашение с разливщиками в Чаттануге: независимые ребята покупали сироп и сами производили газировку. Система стала расти как на дрожжах.

Но нет худа без добра. В 1915 году конкуренты из «Пепси» начали наступать на пятки. Нужен был такой флакон, который узнают даже на ощупь в полной темноте. Компания Root Glass из Индианы (обычный стекольный завод, выигравший конкурс на дизайн) сваяла ту самую бутылку с изящными curves, вдохновленную ботаническими рисунками какао-боба. Это стало абсолютным иконой стиля. Теперь кока-кола была не просто напитком, она была арт-объектом!

А потом грянула Вторая мировая. И тут CEO Роберт Вудрафф (президент Coca-Cola с 1923 года) изрекает гениальный план: «Каждому солдату по бутылке колы за пятак, куда бы он ни пошел!». Армия США стала живым рекламным щитом. Солдаты распробовали этот вкус свободы и привезли его домой, в Европу. Колонизация мирового вкуса началась, а компания открывала заводы по всему миру, словно грибы после дождя.

Но идиллия длилась недолго. В 1985-м руководство решило, что все знают лучше потребителей, и выпустило «New Coke», новую формулу. Это был полнейший эпик фейл! Народ взбунтовался. Писали гневные письма, звонили на горячую линию, требуя вернуть старый вкус. Компания получила по заслугам и через пару месяцев, поджав хвост, вернула классику под именем «Coca-Cola Classic». Урок был усвоен: не ломай то, что и так работает идеально.

Потом пошли бесконечные суды. Ее обвиняли в том, что она выпивает всю воду в бедных странах, что она зло в чистом виде, символ капитализма. Ее громили за сахар и ожирение. Но кола только крепла в этих битвах. Она скупала конкурентов, влезала во все ниши, от соков до воды, и продолжала наступать.

Coca-Cola пережила всё: скандалы, суды, банкротства бутильщиков, войны за бренд. И, похоже, этому не будет конца.

В похожей подаче более подробная история Coca-Cola

Истории компаний в аудио-озвучке в телеграм-канале