История израильской экономики

Загадка: эта социалистическая страна пострадала от нефтяного кризиса настолько, что была на грани банкротства. Начала переходить к капитализму, словила гиперинфляцию, банковский кризис, и устроила приватизацию государственных компаний, а главной валютой страны весь этот период был американский доллар, так как во внутреннюю никто не верил.

Ладно, никакой интриги тут нет, так как правильный ответ написан в названии, но мне так и хочется крикнуть «Россия, перелогинься!».

В общем, я тут поизучал, что из себя представляла экономика Израиля до того самого экономического чуда и, как водится, узнал много нового, например, что Израиль дважды был на гране полного экономического коллапса, а войны, вопреки всеобщему мнению, вообще не помогают росту экономики. Если интересно, то вот видео, или ниже текстом:

Давайте пока покинем 21 век с его благами цивилизации, и мысленно перенесемся на 100 с лишним лет назад.

Возвращение евреев на историческую родину, ну или как это называется на Иврите – Алия, началось еще в конце 19 века, после погромов в царской России, и активно продолжалось в начале 20 века, после кишиневского погрома и революции 1905г. В итоге на территорию современного Израиля, а на тот момент еще Османской Империи, начали попадать евреи в том числе пропитанные социалистическим мировоззрением, которое они успели почерпнуть, за время жизни в России. В частности, одним из видных философов-эмигрантов того времени был Ааро́н Го́рдон, который сформулировал идею, что продуктивный, в первую очередь, сельскохозяйственный труд станет залогом возрождения еврейского народа.

Реализация же этих идей, очевидным образом, натолкнулась на отсутствие пригодных для сельского хозяйства земельных участков, климатические трудности и скудость средств самих переселенцев, а также враждебность местного арабского населения. В итоге, евреям пришлось изобретать новый образ жизни, и коренным образом менять структуру экономической деятельности. Так появились сперва Мошавы – сельскохозяйственные общины на корпоративных началах, а затем и Кибуцы - основанных уже на принципе коллективного владения любым имуществом и равенстве в работе и потреблении, а также отказе от наёмного труда – ну, то есть коммунизм в чистом виде, или социалистический сионизм, как это будет называть сами евреи.

В итоге первые 30 лет существования Израиля полностью пройдут под крылом именно социалистических партий.

Кстати, ставка на сельское хозяйство полностью оправдалась, и когда после окончания 2-й мировой сотни тысяч евреев потянулись на историческую родину – именно кибуцы и мошавы стали оплотом какой-никакой продовольственной стабильности страны в то время.

Впрочем, сразу же после провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 года, начинается война за независимость – которую объявила коалиция из 7 соседних арабских стран, несогласных с решением ООН о разделе земель между евреями и палестинцами. Это означало, что для выживания Израилю было критически необходимо выделять огромные бюджетные средства на оборону, например, в 52м году расходы дойдут до абсолютного рекорда в 37% всего бюджета. Параллельно, огромные средства выделялись также и на поддержку пребывающих в страну репатриантов со всего мира. Тогда, Израиль впервые оказался на грани банкротства из-за огромной безработицы, нехватки продовольствия, ресурсов и иностранной валюты. Это вылилось в политику жесткой экономии и карточную систему распределения продуктов питания и прочих товаров, пик которой был с 49 по 51 годы.

Однако, снизить дефицит бюджета не получилось, а активное печатание денег для латания дыр привело к существенному росту инфляции. По некоторым оценкам того времени, импорт в страну достигал уровней в 25% от ВВП, тогда как экспорт не превышал 5%, что приводило к огромному дефициту платежного баланса и все сильнее разгоняло инфляцию.

В 51 году Министр финансов Израиля объявил о новой экономической политике, основными пунктами которой было постепенное сворачивание карточной системы, повышение налогов, девальвация национальной валюты, ограничение импорта, выпуск государственных облигаций, а также договоренности с правительством США о финансовой помощи в размере примерно 55 млн в год на 5 лет.

Эта программа частично преуспела в увеличении валютных резервов, однако безработица в стране за счет притока новых мигрантов лишь увеличивалась, а инфляция выросла до рекордных на тот момент 66% в 1952 году. Израилю даже пришлось ненадолго приостановить прием новых репатриантов.

Спасением для страны стало достижение соглашений с Германией о репарациях, в качестве компенсации за преступления нацистов. Хотя Германия платила преимущественно не живыми деньгами, а промышленными товарами, станками и оборудованием, Израилю удалось выправить платежный баланс и стабилизировать ситуацию. Суммарные выплаты Германии тогда составили примерно 845 миллионов долларов за 12 лет.

По оценкам экономистов, эффект от немецких товаров обеспечил ~15% от общего роста ВВП страны и повлиял на создание примерно 45 тысяч новых рабочих мест. Это все вылилось в активный рост экономики Израиля средними темпами примерно 10% в год, во многом, за счет различных глобальных инфраструктурных проектов.

Однако вместе с завершением выплат в Израиле завершились и все важные стройки тех лет, такие как порт в Ашдоде, или национальная водопроводная система, что привело к сокращению государственных расходов и снижению спроса на рабочую силу, и как следствие – экономика вновь начала входить в глубокую рецессию, вплоть до того, что впервые с момента образования Израиля, начался отток евреев из страны. Рецессия достигла пика в период подготовки к шестидневной войне, когда множество мужчин трудоспособного возраста пополнили армейский резерв.

Впрочем, по итогам 6-дневной войны Израиль прирос существенными территориями, которые надо было осваивать, что вновь вызвало потребность в рабочих руках и рост госрасходов. Ситуация в экономике Израиля, как будто бы, стабилизировалась, а экономический рост возобновился. Однако, как мы помним, правительство тогда было социалистическое, да еще и при крайне сильном профсоюзе рабочих, что выливалось в значительные субсидии для компенсации гражданам роста цен на основные продукты. Что на открытом рынке незамедлительно, вызывало лишь еще больший рост цен на них, и так далее, по кругу. Фактически, правительство Израиля очень быстро затащило себя в настоящую инфляционную спираль.

Более того, из-за продолжающейся с 67 года войны на истощение между Израилем и Египтом, параллельно с вот этим ростом бюджетных расходов на социалку, очевидно, активно росли и военные расходы. В итоге, к началу 70-х годов, инфляция достигала примерно 15% и продолжала расти.

Министр обороны тех лет - Моше Даян комментировал это так: «невозможно поднять два флага одновременно: флаг безопасности и флаг социальной справедливости».

Окончательно же экономический кризис оформился в 73 году, после войны судного дня, когда во время религиозного праздника Йом-Кипур, что как раз дословно и означает судный день, армии Египта и Сирии нанесли неожиданный удар по позициям израильтян.

Ну а дальше все по отработанной годами схеме: рост военных расходов и вынужденный рост социалки, тогда как отток мужчин на фронт приводит к сокращению промышленного производства и налогов, уменьшая поступления в бюджет страны. Это заставляет правительство печатать деньги и разгонять и без того солидную инфляцию.

Как будто бы ничего нового для Израиля – так случалось во время каждой из войн, но не в этот раз, потому что следом появляется еще один фактор: ОПЕК начинает давление на США, как главного партнера Израиля и сокращает добычу нефти примерно на 5%. Этого оказывается достаточно, чтобы цены на нефть незамедлительно взлетели на 70%, и еще почти на 150% в следующем году.

Этот нефтяной кризис очень сильно ударяет даже по США, приводя к 2-летней рецессии, стагфляции и на выходе почти к 10-летнему кризису в экономике. А что уж тогда говорить про страну, где вообще не было своих энергоресурсов, и она на 100% зависела от импорта углеводородов.

В итоге, за следующие 3 года средние темпы роста инфляции превышают уже 35%, расходы на социалку взлетают в 4 раза - до почти 30% бюджета и примерно также растут и расходы на оборону. Ни на что другое денег вообще не остается, а госдолг Израиля увеличивается примерно на 10 процентных пунктов ежегодно, но этого, конечно же, не хватает чтобы хоть как-то прокормить бюджет, из-за чего правительство инициирует очередной рост налогов.

Все это приводит к идеологическому слому в стране и тотальному разочарованию в социалистических идеалах. На выборах 77 года, впервые в истории Израиля, побеждает правая партия Ликуд.

От полного коллапса экономику Израиля тогда спасли США: за 10 лет после войны судного дня, Израиль получит более $6 миллиардов грантов на развитие экономики, а также почти 16 миллиардов долларов на военные нужды. На тот момент, это были огромные деньги для страны – ежегодно около 7% ВВП.

Новое правительство провело ряд либеральных реформ, знаменующих разворот в сторону капитализма. В первую очередь было отменено большинство субсидий, а для сдерживания инфляции значительно подняли НДС. Также важной вехой было снятие большинства ограничений на использование иностранной валюты. В частности, гражданам разрешили открывать счета в валюте и вывозить ее за рубеж, а сам обменный курс устанавливался центробанком, под действием реального спроса и предложения.

И эти реформы чуть не похоронили Израильскую экономику во второй раз за 30 лет.

Главной причиной провала реформ стала необходимость соблюдать некоторый компромисс между получившими формальную власть политиками из Ликуда и Гистадрутом – профсоюзом рабочих Израиля, имевшем в своих членах более 80% экономически активного населения, и представляющего реальную силу в обществе.

Так что в первую очередь реформы старались просто никому не навредить: никаких реальных сокращений бюджета, снижения заработной платы или резкого повышения процентных ставок не произошло. Во многом, они лишь создали иллюзию реального экономического плана, который, как надеялись его проектировщики, убедит общественность в их серьезности и сработает как самосбывающееся пророчество: если люди не будут ожидать постоянного повышения цен, то замедлят свои покупки, что и охладит инфляцию.

Сюрприз! Неожиданно подтвердилось, что евреи далеко неглупые люди. Зачем покупаться на какие-то планы правительства, если можно просто купить доллары ну и продолжать обчищать полки магазинов, ожидая, что на следующий день цены опять вырастут. В итоге, число долларовых депозитов по некоторым оценкам превышало на тот момент 95%. Ну а правительство, само собой, печатало все больше и больше денег, доводя госдолг до неприличных даже для современной Греции уровней.

В итоге, в начале 80-х годов инфляция в стране превышала уже 100%.

В 82 году началась еще и Ливанская война, с понятным влиянием на экономику Израиля. А в 83 году разразился сильнейший банковский кризис, когда выяснилось, что почти все банки страны нещадно манипулировали со своими акциями, производя бесконечные доп эмиссии акций и по кругу выкупая их друг у друга, что создавало для клиентов иллюзию постоянного роста котировок. Ну а когда это вскрылось произошел еще и мощнейший обвал фондового рынка.

К 84 году инфляция разогналась уже до 450%, а госдолг составлял 220% ВВП страны. В принципе, единственное отличие от того, что происходило в России в 90-е это то, что в Израиле так и не случится дефолт, ну и то, что точкой старта кризиса стал не обвал нефтяных цен, как это было у СССР в 1985, а, напротив, их скачок в 73-м.

В итоге, в 1985 году министр финансов Шимон Перес совместно с госсекретарем США Джорджем Шульцем и экономистом МВФ Стэнли Фишером разработали план стабилизации, направленный на сокращение государственного долга, ограничение государственных расходов и начало приватизации государственных компаний.

И по сравнению с предыдущим планом, здесь уже не было никаких компромиссов. Основными пунктами реформ были:

  • Значительное сокращение государственных расходов, в том числе расходов на оборону, а также сокращение субсидий населению и увольнение раздутых госслужащих.

  • В очередной раз увеличились налоги. А вот заработная плата наоборот сократилась в среднем примерно на 13%. Профсоюз попыталась остановить экономику в знак протеста, но быстро капитулировал, так как в обществе не было поддержки настолько радикальных мер.

  • Также был объявлен государственный контроль над ценами на множество товаров и услуг.

  • Была произведена девальвация шекеля и фиксация его обменного курса, с последующим переходом на новый израильский шекель, который и существует до сих пор.

  • Запрещалась покупка валюты на банковских счетах

  • Существенной частью программы была экстренная помощь от США дополнительно на 1,5 млрд долларов к обычной на тот момент ежегодной помощи Израилю в районе 3 млрд на развитие экономики и вооружения.

  • Также началась программа приватизации государственных активов: за 15 лет в частную собственность перейдет 83 предприятия, что принесет бюджету почти 9 миллиардов долларов.

  • Еще одной критически важной вехой стало отделение ЦБ Израиля от государства. Более того, ему было запрещено печатать деньги для финансирования долгов бюджета, а реальная ключевая ставка была повышена до 80%.

И это начало работать: буквально за несколько месяцев инфляция опустилась до уровня 20% и продолжала падать, а дефицит бюджета сократился практически до 0. Впрочем, Израилю повезло, что параллельно в мире стали обваливаться и нефтяные котировки – это обвал как раз чуть позже и похоронит экономику Советского Союза.

Однако высокие кредитные ставки банков, которые действовали в период гиперинфляции, были фиксированными, а не плавающими, что привело к череде банкротств как в частном, так и в деловом секторе, и надолго подорвали доверие к кредитованию в стране.

В итоге, Израиль в очередной раз избежал коллапса, а сама эта реформа 85 года до сих пор считается одним из образцов эффективного антикризисного менеджмента в масштабах целого государства.  

Впрочем, экономика Израиля все еще оставалась слабой, а экономический рост, начавшийся-таки в конце 80-х был чисто механическим – из-за притока новых репатриантов из постсоветского пространства.

Ну а что было дальше, я уже писал в прошлом посте)