История австрийского художника Густава Климта

История австрийского художника Густава Климта Искусство, Густав Климт, Живопись, Поцелуй, Австрия, Длиннопост

«Если тебе не нравится чье-либо творчество, это не значит, что оно плохое».


Подобные фразы мы часто слышим из уст тех, чьи труды подвергаются обширной критике. Зачастую она обоснована, в конце концов не все рождаются гениями. Однако иногда и гении становятся объектами обструкции со стороны своих современников, чаще всего по причине старомодности последних. В конце концов, еще древнегреческий философ-софист Протагор говорил, что «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».


Столь длинное предисловие подводит нас к фигуре Густава Климта, австрийского художника, чья вершина трудов пришлась на рубеж XIX-XX веков. О нем я узнал практически случайно чуть более месяца назад, во время просмотра одного фильма. Его судьба заинтересовала меня в первую очередь необычностью произведений.


Он прогремел в составе «Венского сецессиона», который сам же и основал. Художники данного объединения не были приверженцами какой-то отдельной школы живописи, а главный упор делался на индивидуальность работ. Его первый (и далеко не последний) вызов – «факультеты», 3 картины, заказанные Венским университетом. Наверняка руководители учреждения хотели свежести от полотен – но результат превзошел все мыслимые пределы. Первая работа, «философия», не оправдала ожиданий и была разнесена преподавателями за пошлость. Австриец не думал отступать, поэтому две последующие – «Медицина» и «Юриспруденция» стали еще радикальнее. Хайп, подумаете вы? А на мой взгляд, настоящему творцу важен не сам конфликт ради сомнительной известности, а готовность идти до конца в отстаивании убеждений.


«Золотой период» - победа Климта в его борьбе. Он не отошел от видимой вульгарности своих произведений, но на этот раз обратная связь со зрителем была гораздо лучше. Он украшал свои творения золотом, и изображал в большинстве случаях женщин – его действительно можно назвать любвеобильной натурой. Картина «Поцелуй», на мой взгляд, квинтэссенция его творчества, прямое воплощение любви, которая безразлична к окружающей действительности. Она не может быть пошлой, вульгарной, именно так автор видит это чувство, так понимает образ мужчины и женщины. Искренность, если она не разрушительна и не навязывается миллионам, имеет право на выражение.


Отдельного упоминания достойна еще одна картина этого времени – «Портрет Адели Блох-Бауэр I», которая искусствоведами называется не иначе как «Австрийская Мона Лиза». Наверное из-за того, как естественно выглядела девушка на полотне Климта, будто это фотография. Основной фокус делается на ее лицо, на фоне которого все остальные элементы лишь сопутствующие. Как и Джоконда, Адели смотрит нам прямо в глаза, еще больше усиливая эффект от увиденного. Нельзя не сказать, что Адели Блох-Бауэр это реально существующий персонаж, она была натурщицей для многих других картин художника, в частности, Юдифь I-II. При этом, помимо очевидной красоты, эта картина обладает особой историей, по мотивам которой даже был снят отдельный фильм – «Женщина в золоте».


Дело в том, что Адели Блох-Бауэр была женой предпринимателя Фердинанда Блоха. Будучи родом из влиятельной еврейской семьи Бауэр, Адели вместе с мужем довольно активно участвовала в культурной жизни Вены, собрав вокруг себя большое количество деятелей искусства, в число которых входил и Густав Климт.


В 1903 году Фердинанд Блох сделал заказ Климту на создание изображение своей жены, однако само полотно было представлено широкой общественности только спустя 4 года, в 1907 году. Позже, в 1912 году, был написан еще один портрет девушки, но в отличном от «Золотого периода» стиле.


В 1925 году Адели умела, оставив завещание, в котором просила своего мужа передать свои портреты в распоряжение Австрийской Галереи, и Фердинанд согласился исполнить последнюю волю супруги. История начала раскручиваться после захвата Австрии Третьим Рейхом в 1939 году, из-за чего предприниматель был вынужден бежать из страны, оставив все имущество. При этом перед своей смертью в 1945 году он отменил свое решение о передаче картин, завещав их своим племянникам.


В конце XX века в Европе начался процесс по реституции предметов искусства, которые были изъяты у частных лиц в ходе Второй мировой войны. Это событие затронуло и ряд картин Климта, которые ранее были в собственности у Фердинанда Бауэра. Мария Альтман, одна из племянниц австрийца, узнала о возможности вернуть наследство своего дяди, что успешно было осуществлено в 2005 году. Мария Альтман умерла в 2011 году, и по последней информации работы Климта находятся в собственности у Рональда Лаудера, сына известной предпринимательницы Эсте Лаудер. Таким образом, это история получила свою развязку.


Завершить свой рассказ я хочу высказыванием Фридриха Шиллера, которое было нанесено на одну из картин Климта, «Обнаженная истина»: «Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо». Густав Климт жил этим принципом, и теперь он всемирно известен. Он не гнался за славой, не заигрывал с мейнстримом, и так вошел в историю.

История австрийского художника Густава Климта Искусство, Густав Климт, Живопись, Поцелуй, Австрия, Длиннопост