Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

Как Говардом Картером был украден, а впоследствии и уничтожен уникальный драгоценный нагрудник Тутанхамона.

«Ниже всей группы и на самом нижнем уровне, не доходя до кожи, находился воротник, похожий на нагрудник, состоящий из тонкого зеленого фаянса и плетения из золотых бусин, имеющее зигзагообразный узор… Этот нагрудник покрывает всю верхнюю часть груди до самого верха, до ключиц» — Говард Картер, 15 ноября 1925 г.

Через три года, почти день в день после того, как археолог Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона (ок. 1336–1327 гг. до н. э.) в египетской Долине царей, он вынул мумию фараона из гроба и размотал слой льняных бинтов. Под ними он увидел великолепный нагрудник на теле юного царя, куда он был помещен более 3000 лет назад. На снимках, сделанных официальным фотографом экспедиции, Гарри Бертоном, было видно, что нагрудное ожерелье всё ещё находилось на месте, когда мумию вернули в гроб.

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

Но, когда в 1968 году делали рентген мумии, ожерелья уже не было, а мумия была сильно повреждена там, где когда-то лежало это украшение.

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

В коллекции вещей из гробницы — было несколько нашейных и нагрудных украшений, одни из них были драгоценными и имели большую художественную ценность, может были парадными, надеваемыми не постоянно, а для особых случаев и церемоний, а другие были попроще, возможно, на каждый день.

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

До Второй мировой войны некоторым европейским и американским археологам в Египте было разрешено вывозить некоторые артефакты на родину, это было, своего рода «разделение» сокровищ между теми, кто их ищет, описывает и изучает и самим правительством Египта.

Данная практика позволяла получить все находки целиком, в комплексе, и при этом они были научно описаны, а затем созданы научные работы по результатам исследований.

Такой способ был выгоден, пока в Египте ещё не было своего научного состава, способного всё делать самостоятельно.

Но бывали исключения, когда группам археологов не выдавались разрешения на вывоз части находок, что означало предоставление Египту полного набора из всей коллекции предметов, мумий, и её описание.

Затем эта практика с разрушениями была пересмотрена и дополнена, когда египтология как наука стала развиваться самими египтянами, и не была больше прерогативой европейцев и американцев.

Но у Картера не было соглашения о вывозе части коллекции с египетским правительством, относительно гробницы Тутанхамона, поскольку никто не был уверен в том, что открытие состоится. Всё, что он нашёл, должно было остаться в Каире для хранения или демонстрации в музее.

Так выглядело украшение на теле Тутанхамона изначально ↓

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

Картер умер в 1939 году, и его имуществом распоряжалась его племянница Филлис Уокер. Аукционный дом Spink & Son подготовил список некоторых вещей из завещания Картера, с оценкой артефактов, найденных в его коллекции, 20 из которых были идентифицированы как принадлежащие погребению Тутанхамона.

"Спинк и сын" — один из самых старых в мире аукционных домов, имеющих длительную хорошую репутацию и авторитет в мире антиквариата. Его описание этих артефактов являлось гарантией подлинности и аутентичности каждого предмета.

В 1946 году Филлис Уокер подарила некоторые из этих артефактов королю Египта Фаруку, который, в свою очередь, передал их Каирскому музею.

— Они не могли быть просто возвращены в Египет, потому что они вообще не должны были вывезены из страны — уточнил Габольде.

Поэтому племянница Картера нашла выход из ситуации с помощью дара египетскому королю.

Другие предметы из коллекции Картера уже были проданы аукционным домом Спинка, в том числе, почти наверняка — и части разобранного на части воротника.

В 2015 году Габольде увидел золотое ожерелье из частной коллекции, выставленное на продажу аукционным домом Christie's в Лондоне. Его впервые опубликовали как лот для продажи где-то ещё за пять лет до этого, но ни тогда, ни сейчас это украшение не было продано.

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

— Когда я впервые увидел изображение ожерелья за несколько недель до аукциона, его вид, и то, как оно выполнено, показались мне знакомыми, — рассказывает Габольде.

После года исследований он пришел к выводу, что украшение состоит из золотых бусин того самого нагрудника, который Картер увидел в 1925 году на мумии фараона.

Габольде отмечает, что бусины были перенанизаны в то, что он называет «фантазийным ожерельем», сделанным из кусочков оригинальных украшений, чтобы создать что-то совершенно новое, но уже неаутентичное.

Это означает, что кто-то снял бусины с края ожерелья, и попытался сделать из них простое украшение, не имеющее внешней связи с подлинным царским нагрудником.

Затем его исследования привели его к двум золотым и фаянсовым ястребам в музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури.

Исторический детектив : украденные драгоценности Тутанхамона Древние артефакты, Музей, Археология, Тутанхамон, Длиннопост

Габольде тоже считает эти артефакты взятыми без спроса из гробницы Тутанхамона самим Картером.

Части воротника — не единственные артефакты из гробницы Тутанхамона, когда-то находившиеся во владении Картера и попавшие в музейные коллекции. Габольде показал, что другие включают ожерелье из золота и синего стекла, которое сейчас находится в Британском музее, и еще одно фантазийное ожерелье ( сделанное из частей оригинала ) в Художественном музее Сент-Луиса, созданное из бусинок головного убора, купленного в аукционном доме Спинка в 1940 году. Вероятно, их еще больше — в 2010 году Метрополитен-музей отправил обратно в Египет 19 артефактов, которые, как было показано, были извлечены из гробницы Тутанхамона.

Сам Габольде был поражён, обнаружив в коллекциях предметы, которых не было среди перечня известных артефактов.

— Что меня удивило, так это то, что я нашел немного больше, чем то, что было идентифицировано предыдущими исследователями, и смог дать для некоторых объектов точное соответствие описаниям Картера, — заявил он.

Но между тем ранее уже несколько исследователей обнаружили, что предметы из карточек с описаниями Картера не имеют совпадающих номеров в записях Каирского музея, но увы — их исследования не зашли так далеко, чтобы изучить то, что находится в других музеях Европы или Америки.

Они просто не провели полную работу в этом отношении, поэтому то, что сделал этот знаменитый археолог — прошло практически незамеченным.

Отправной точкой для этих расследований часто служил список из завещания Карьера от аукционистов из Spink & Son, но, к сожалению, он неполный.

На вопрос, почему Картер вообще похитил эти драгоценные объекты, Габольд ответил :

— Картер был человеком девятнадцатого века, он и находился под очарованием блеска британской аристократии, и считал, что Египет оставался таким, каким он был при королеве Виктории. Это была бедная, зависимая от европейцев полу-колония, откуда можно было щедро черпать предметы древнего величия.

Он не осознавал, что Египет изменился, став по-настоящему достойным членом мирового сообщества в деле археологии и собственной культуры.

Таким образом, Говард Картер посчитал возможным незаконно вывезти то, что ему показалось интересным и полезным для себя, и это были не самые впечатляющие предметы, как, например, самый популярный в мире бюст Тутанхамона, они были небольшими, но имели аукционную стоимость. Может быть он считал это своим гонораром за труды, или просто дорогими сувенирами.