Испорченный Майкрософтом

Дисклеймер: не преследую целью обидеть или оскорбить российские ИТ-компании. Просто описываю свой реальный опыт работы в Microsoft по сравнению с опытом работы именно в русских ИТ-компаниях уже после МС. Возможно, что в крупных ИТ-конторах типа Яндекса, Касперского и т.п. дела обстоят хорошо и они не подпадают под мои ощущения об отечественном ИТ-работодателе.


Решил написать о своём опыте работы в российском (хотя не считаю это принципиальным) Майкрософте. Почему я хочу об этом рассказать? Потому что после МС мне было очень сложно работать даже в крупных российских ИТ-компаниях. Хочу объясню почему.

Волею судеб получилось так, что Майкрософт был первым моим местом работы после выпуска из института. Причём устроился я туда банально – по объявлению в газете, как это ни смешно звучит :-) Причём, работал не в штате компании, а на аутсорсе, но это лишь условность, поскольку почти всё, что распространялось на штатных сотрудников МС, распространялось и на меня тоже.


Что мне так нравилось в МС? Американский стиль подхода к работе, подхода к менеджменту и вообще организации того, как всё устроено внутри. Можно сказать, что это была такая «маленькая Америка». Знаю, что многие совершенно не любят такой подход, но я от него просто тащился! Сейчас расскажу об особенностях.


Образование.

В одном из своих предыдущих постов я уже писал о весьма предвзятом отношении российских ИТ-компаний к образованию при трудоустройстве. Мне с моим медицинским образованием путь туда был считай что «заказан». Но в МС всем абсолютно пофиг на твою специальность по диплому. Главное, чтобы твои скилы (любые, не обязательно именно ИТ) должны быть подтверждены официальными сертификатами вендоров, либо самим же Майкрософтом после сдачи сертификационных экзаменов. Среди айтишников у нас были и учителя, и биологи, и даже историк – главное, чтобы они делали хорошо своё основное дело. В русских компаниях деффачки из эйчара, глядя на мой диплом, только округляли свои глазки и задавали один и тот же идиотский вопрос: «что вы собираетесь делать в айти с медицинским образованием?» Абсолютно идиотский подход. Слава Богу, что теперь я с таким уже не сталкиваюсь.


Отсутствие «дедовщины».

В МС с твоим мнением будут считаться с самого первого дня работы. Даже если ты «зелёный» специалист только что после выпуска из института. Там не существует такого понятия, как «дедовщина», характерная для российских компаний, где ты сперва (почему-то) должен доказывать коллегам, что ты не верблюд и можешь что-то стоящее предложить. Ты приходишь работать, генерируешь разные хорошие идеи, начинаешь их выдвигать, а тебе в ответ: а ты кто вообще такой? Я считаю, что это АДОВО тормозит многие процессы в отечественных ИТ-конторах! Мотивация что-то придумывать после «а ты кто вообще такой?» лично у меня падала почти до нуля. В МС же менеджер рассмотрит абсолютно любую твою идею, даже если сначала она совершенно незрелая и звучит как-нибудь по-идиотски. Там понимают, что любые идеи могут в итоге привести к чему-то годному и полезному для компании в целом. Тебе дадут время подумать над ней, сформулировать её в виде документа с потенциальными плюсами и минусами. Возможно, ты и сам после этого придёшь к выводу, что она плоха, но это – самая настоящая заинтересованность! Ты полностью осознаешь и ощущаешь свою нужность в этой компании и хочется придумывать, и воплощать идеи снова и снова.


Менеджмент.

Прошу простить, но МС приучил меня к хорошему американскому менеджменту. К русскому у меня уже никогда «душа не ляжет». В чём это выражалось лично для меня? Например, если тебя что-то не устраивало в твоём начальнике, ты мог совершенно свободно указать на это в опросе, регулярно проводившемуся среди сотрудников. Но такие «филькины» опросы проводятся и во многих российских компаниях, которые всеми силами «косят» под западную систему. Разница только в том, что в МС на результаты таких опросов никогда не «забивают», и менеджеру действительно «вставят пистон», если твои претензии к нему обоснованы и оправданы. Опять же, лично для меня это повышало внутреннее чувство ответственности, потому что так же могли указать и на тебя, и на твои недостатки, что сказалось бы и на твоей репутации, и на других «плюшках» типа премии. Причём – тоже большой сюрприз – репутационный риск там гораздо важнее отмены «плюшек». Возможно, это вызвано тем, что на западе модель найма на работу очень сильно завязана на отзывы с предыдущего места работы. В России это пытаются ввести, но я как-то не заметил, чтобы это сильно работало. При постановке задачи с использованием модели, используемой в МС, менеджер сперва полностью убедится, что задача тебе понятна и ты знаешь, что нужно делать, чтобы её решить. Это избавляет самого менеджера от лишнего «головняка» и необходимости в микро-менеджменте. Я много раз слышал от своих русских коллег: «ты просто не умеешь правильно задавать вопросы при постановке задачи». То есть считается, что в русской компании менеджер может нести любой буллшит, полагаясь на то, что подчинённый будет направлять его мысли в правильное русло своими наводящими вопросами. Но тогда есть риск, что задача будет интерпретирована неверно и приведёт не к ожидаемому результату, а к чему-то другому. Да ещё и со срывом сроков. Ведь подчинённый (он ведь простой человек, а не робот – сюрприз!) может просто не сформулировать абсолютно все нужные вопросы. Но проще ведь прикрыться подчинённым и списать всё на его «тупость», чем нести свои обязанности босса до конца.


Коллектив.

В МС культивировалась взаимовыручка и взаимопонимание. Там просто невозможно увидеть «битву за кондиционер» или «за лучшее место вон у того окошка» или «за любимую музычку», которую кто-то включает для себя, а её вынуждены слушать все остальные только потому, что у тебя елдак длиннее лучше отношения с руководством. Менеджерский состав заинтересован в максимальной эффективности работы и готов «разруливать» такие ситуации, а не как в русских компаниях, где культивируется принцип «взрослые – сами разберётесь». Есть определённые правила совместно работы, которые (сюрприз!) нужно соблюдать! Если тебе будет ну совсем не комфортно работать с такой температурой воздуха/запахами/музыкой и т.п., то можно перейти к удалённой работе, лишь бы ты выполнял свои метрики и бизнес шёл «в плюс». Ещё один важный момент – языковая культура общения. Для меня после МС было дикостью, если коллеги посылали друг друга в разные половые путешествия. Не, я слышал много подобного про производственные компании, где без ненормативной лексики иногда просто нельзя работать. Но чтобы в айти-бизнесе… В МС после подобного «посыла» сотруднику минимум был бы обеспечен очень серьёзный разговор с менеджером. Если мне было нужно что угодно: информация о продукте, который только готовится к выходу, какая-нибудь справка из бухгалтерии или просто новая мышка для компа, я мог обратиться к ЛЮБОМУ сотруднику со своей просьбой и ВСЕГДА получал помощь хотя бы в том, к кому обратиться дальше. Я ни разу не услышал там фразу, которую потом очень часто слышал в русских компаниях: «это не моя ответственность / я этим не занимаюсь / это не моя работа / при чём здесь я?»


Ответственность.

В российском обществе принято посмеиваться над западным подходом к организации работы, когда «всё по стрелочкам». Вспомнить хотя бы Задорнова с его вечными шутками про американского врача – специалиста строго по левому уху. Но чёрт возьми – эта система «со стрелочками» реально работает! У нас, в МС, каждый знал и осознавал свою зону ответственности: вот стрелочка, которая начинается от тебя и заканчивается на другом человеке, но в рамках этой стрелочки ты делаешь свою работу качественно, не распыляясь на то, что тебе нужно обежать 100500 человек и выспросить у них какие-то особенности сервиса или продукта, которых тебе не дали «на вход». Не знаю у кого как, но лично у меня это вызывало повышенное чувство ответственности за свою «стрелочку». Я старался делать своё дело максимально качественно и с отдачей, потому что «трындюлей» там действительно дают не по-детски. Сделаешь свою «стрелочку» плохо – огребёшь по полной. В русских конторах ответственность размыта ооооочень сильно. В случае факапа, как всегда, скорее всего пострадает вообще кто-то не причастный. А реальный виновник из-за того, что ему не дали «пендюлей» и дальше будет относиться к своей работе фигово, поскольку урока он не вынесет. Ещё один плюс от западного подхода – тебе в 99% случаев дают очень понятно сформулированную задачу, с которой можно легко и быстро начать работать. Сколько раз в русских компаниях я сталкивался с ситуацией, когда менеджер просто «выстреливает» в тебя какими-то переписками по электронной почте, без каких-либо пояснений вообще, а ты типа «экстрасенс» и должен сам понять, что тебе с этой хренью делать. Да, я знаю спецов, которые наоборот любят такое – самому ковыряться и разбираться в исходниках задачи, но (!) на это тратится ВРЕМЯ! То самое время, которое деньги! Видимо в МС умеют лучше считать эти самые деньги.


Зарплата.

Да, я точно знаю, что есть уйма российских компаний, где на аналогичных ИТ-позициях заплатят куда больше денег, чем в МС, но для «молодого специалиста» в МС дают очень приличную зарплату. В российских интеграторах молодняку будут платить копейки, по сравнению с МС. Кстати, в МС не принято говорить о зарплате, это – моветон. Кроме тебя и твоего менеджера (ну и бухгалтерии, наверное) никто не знает твою зарплату. И это нормально! Не должно возникать конфликта интересов, который я потом регулярно наблюдал в русских конторах, где уровень ЗП это явная «фаллометрия» и у подчинённого просто не может быть ЗП больше, чем у его руководителя. А вот в МС – запросто! Если у тебя классные и уникальные скилы, то и ЗП будет соответствующей. В русских конторах на меня очень часто обижались коллеги, потому что я им отказывался называть свою ЗП. Почему обижались – мне до сих пор не ясно. Какая вам вообще разница какой у меня доход? Лишний раз потешить своё самолюбие типа «а у меня-то бооооольше»? Нафиг такое.


Вот как-то примерно так. Написано несколько сумбурно, но это от избытка чувств :-)

Я уже достаточно давно не работаю в МС, но могу смело утверждать, что в России это было лучшее место, где я работал! Там культивируется подход «мы готовы дать тебе всё, только ты эффективно работай», а в русских компаниях «сначала ты нам сделай всё офигенно, а потом мы тебя, возможно, отблагодарим».