«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» | Искусство - не для быдла!

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» | Искусство - не для быдла! Искусство, Музыка, Современное искусство, Музыканты, Художник, Социализм, Капитализм, Видео, Длиннопост

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» (или «чистое искусство») — реакционная теория, провозглашающая «независимость» искусства от общественной жизни, от политики. Эта теория лежит в основе всех упадочных антиреалистич. течений, направлений и школ, в т. ч. и современного буржуазного декаданса (см. Декадентство). Философской опорой теории «И. д. и.» является эстетика нем. философа-идеалиста И. Канта. Кант утверждал, что красота, лежащая в основе искусства (см.), исключает заинтересованность и не имеет цели вне себя. Идеалистич. эстетика 19 в., в особенности немецкая (И. Шеллинг, Ф. Шлегель и др.), развивая эту мысль Канта, стремилась оторвать искусство от общественной жизни, обосновать безидейность и аполитичность художественного творчества. В действительности художественная практика сторонников «И. д. и.» в конце концов всегда была связана с реакционными общественными движениями, открыто или замаскированно служила господствующим классам. Культ «чистого искусства» во Франции особенно расцветает после разгрома революции 1848 в поэзии Т. Готье (сб. стихов «Эмали и камеи», 1852), в болезненном творчестве Ш. Бодлера, чей сборник «Цветы зла» (1857) явился одним из первых выражений упадка буржуазной культуры, а также в поэзии группы «Парнас», выступившей в 60-е гг. Отказ от социальной борьбы, требования аполитичности, объективизма, «бесстрастия» в поэзии, эстетский культ самодовлеющей формы — все эти принципы, выдвинутые Леконт де Лилем, Ж. М. Эредиа, Т. де Банвилем и другими представителями «Парнаса», вполне отвечали реакционным устремлениям франц. буржуазии периода Второй империи, напуганной выступлениями пролетариата (1848) и стремившейся сохранить существующий порядок.

Реакционное прерафаэлитское течение (см. Прерафаэлиты) в англ, литературе и живописи, объединявшее поэтов и художников (Д. Г. Госсетти, У. X. Гент и др.), к-рые сочетали теорию «И. д. и.» с мистикой и религиозностью, появляется также после 1848. Различные декадентские направления в западноевропейской литературе конца 19 в. (символизм, импрессионизм, модернизм и др.) открыто выступали против идейности и реализма (П. Верлен, С. Малларме во Франции, М. Метерлинк в Бельгии, С. Георге в Германии, и др.). Реакционная теория «И. д. и.», начавшая укрепляться с 70-х гг. в западноевропейском буржуазном искусстве (творчество художников-импрессионистов и формалистов — К. Моне, П. Сезанна во Франции, Г. Маре, А. Гильде бранда в Германии, и др.), привела в конце концов к ликвидации основ искусства, к распаду художественного образа, к беспредметничеству (кубизм, футуризм, «абстрактное искусство» в США и т. д.). Теория «И. д. и.» получила особое распространение в реакционном буржуазном искусстве эпохи империализма.

Огромную роль в борьбе с теорией и практикой «И. д. и.» сыграла русская революционно-демократическая критика, выступившая поборницей общественного назначения искусства. Борьба за реализм, к-рую вели В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, а позже — В. В. Стасов, Г. В. Плеханов, была прежде всего борьбой против безидейности и аполитичности, против попыток поставить искусство на службу реакционным классам. «Отнимать у искусства право служить общественным интересам,— писал Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»,— значит не возвышать, а унижать его... Это значит даже убивать его...». «Но, вполне признавая, что искусство прежде всего должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей собственной сфере, не имеющей ничего общего с другими сторонами жизни, есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало» (Собр. соч., т. 3, 1948, стр. 797 и 791).

Защитники реакционной теории «И. д. и.» в 19 в. (критики П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. В. Дружинин, поэты А. Н. Майков, А. А. Фет, Я. П. Полонский и др.) никогда не играли ведущей роли в развитии русской литературы. Великие русские писатели — А. С. Пушкин, II. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой — были сторонниками идейного искусства и решительно выступали против теории «И. д. и.». Русское декадентство, возникшее как буржуазно-дворянское течение под сильным влиянием западного декадентства, получило особенно широкое распространение после поражения революции 1905 (К. Баль¬ монт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус и др.). Против идейности и реализма в искусстве ополчились такие объединения художников, как «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». «На свет выплыли символисты, имажинисты, декаденты всех мастей отрекавшиеся от народа, провозгласившие тезис „искусство ради искусства", проповедовавшие безидейиость в литературе, прикрывавшие свое идейное и моральное растление погоней за красивой формой без содержания. Всех их объединял звериный страх перед грядущей пролетарской революцрей» (Жданов А., Доклад в журналах «Звезда» и «Ленинград», 1952, стр. 8—9).

Продолжая традиции Белинского, Чернышевского, Добролюбова, опираясь на ленинское учение о партийности литературы, неутомимо боролся с разлагающейся буржуазной культурой и искусством М. Горький. Он резко критиковал декадентское анархич. понимание «свободы искусства». Горький утверждал, что «декаденты и декадентство явление вредное, антиобщественное,— явление, с которым необходимо бороться» (Горький М., Несобранные литературно-критические статьи, 1941, стр. 232).

В. И. Ленин и И. В. Сталин до конца вскрыли реакционную сущность лозунга беспартийности и аполитичности в условиях классовой борьбы. В классовом обществе, учат В. И. Ленин и И. В. Сталин, нет и не может быть идей, взглядов, свободных от классовых интересов; искусство является проводником общественных идей, особой формой их выражения, и поэтому оно не может не носить классового характера. В своей статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) В. И. Ленин указывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (Соч., 4 изд., т. 10, стр. 30). За анархич. фразой о «свободе» художника в буржуазном обществе В. И. Ленин вскрыл продажность буржуазного искусства, его зависимость от денежного мешка, от подкупа.

Советское искусство, развивающееся на основе марксистско-ленинской эстетики по пути социалистического реализма, указанному И. В. Сталиным, играет огромную роль в воспитании трудящихся в духе коммунизма. Это — искусство глубочайшей и подлинной народности, органически враждебное всякого рода антиобщественным тенденциям, аполитичности и безидейности. Советское искусство, как указал А. А. Жданов, на 1-м съезде советских писателей (1934), не только не скрывает своей тенденциозности, но, наоборот, гордится ею, ибо оно служит делу освобождения трудящихся от эксплуатации, борьбе за счастье человечества. Советское искусство наследует и развивает лучшие традиции русского реализма и революционно-демократической эстетики 19 в., под руководством большевистской партии ведёт неустанную борьбу с теорией «И. д. и.». Проявления буржуазной реакционной теории «И. д. и.» в аптиреалистич. произведениях A. Ахматовой, М. Зощенко, в формалистич. музыке и изобразительном искусстве были разгромлены в постановлениях ЦК ВКП(б) 1946—48 о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере «Великая дружба» B. Мурадели.

Современные сюрреалисты, экзистенциалисты и прочие приспосабливают теорию «И. д. и.» к целям и стремлениям империалистич. реакции, призывают к войне, пропагандируют идеи космополитизма. В отличие от современного буржуазного антинародного искусства, опирающегося на теорию «И. д. и.» и являющегося проводником растленной империалистич. идеологии, политики фашизма и войны, докатившегося до полного упадка и разложения, советская литература и искусство неуклонно развиваются по пути реализма и народности.

Источник: БСЭ 2-е издание, 1953 г.