Иллюзия выбора

Как водится, срыв покровов. Простимулировала меня на сие одна беседа с предполагаемым маркетологом в просторах сети.

Монополии, или иллюзия выбора.


Скажем, у нас есть конкуренция при капиталистическом строе. Условные две-три фирмы, и столько же владельцев. Пускай это будет крупный ресторанный бизнес, чтобы больше конкретики. Преступление происходит в Петербурге и его предместьях. Рано или поздно, какая-то фирма начинает сдавать позиции. Какое-то время, при титанических усилиях всех трех фирм(идеальная ситуация в вакууме), они сохраняют конкуренцию, может даже появляется четвертый претендент. Со временем наступает момент, когда все проходные площади и места крупного скопления электората заняты. Т.е. глобально - или перекупать нагретые места у других отраслей, или грызться друг с другом, ожидая расширения города, появления новых площадей под аренду/выкуп. Есть еще вариант выкупить всю недвижимость, и прочие хитрости.


Финал конкуренции всегда один - борьба идет за то, чтобы получить больше прибыли и обойти конкурентов. Или уничтожить, чтобы диктовать цены на рынке(естественно, делая отчисления в необходимые инстанции вроде ФАС), и по достижению победы - повышать порог вхождения в бизнес, в том числе теневыми схемами. Достигается преимущество, к примеру, такими вещами: научно-технический прогресс(медленно и большие вложения) для уменьшения стоимости и времени производства, автоматизация труда сюда же; расширение рынков сбыта(реклама, поглощение конкурентов и прочее), повышения качества товара или его оборота с более приятными ценами, и далее-далее. Есть еще вариант - работа с поставщиками. Если в стране недостаточно производства(относится не ко всем областям бизнеса, конечно же), то один крупный бизнесмен/организация выкупает всю продукцию, или делает заказ на годы вперед, забивая все время работы фабрики. Наблюдаем то, что произошло на рынке натуральных тканей с 2014 года.


Но, мы же живем в прогрессивном веке! Есть более продвинутый вариант обогащения. Зачем воевать друг с другом, если можно создать ритейл, или выкупить разные фирмы одному владельцу?


Некий абстрактный Василий очень не любит первый ресторан. Но симпатизирует второму, а может и третьему. Откуда Василию знать, что столь разные по составу меню, названию и оформлению рестораны находятся официально или даже неофициально в руках одного владельца или ритейла? А уж манипуляции с меню, использование антиприманки* (товар, который специально создан или показан непривлекательным, с целью простимулировать продажи привлекательного товара, или менее ущербного на его фоне), позволяет все больше и больше контролировать продажи.


А теперь, напоследок, задумайтесь - как соотносится спрос и предложение? Берем пищевой сектор. Все нуждаются в хлебе. Но каждый ли работающий человек может позволить себе ездить за самым дешевым хлебом в село/предместья? Скорее всего он воспользуется супермаркетом, которые, кстати, тоже состоят в ритейлах. Бабах! А не монополия ли это?


Итого, возле станции метро мы наблюдаем известные фирмы. Которые будут и на следующей станции, и даже дальше. Отсутствие прибыли гораздо проще пережить, когда есть сеть магазинов. Перепродажи одного покрывают недостачи другого. Выбирай, за что ты заплатишь, но не кому ты заплатишь.


P.S. Принимаю любую аргументированную критику, просветите и ткните пальцем в источники, если сие обман для сбора лайков и клевета по мнению сочувствующих.