И в такой-то красоте да по ...овну? "Читаем" картину

И в такой-то красоте да по ...овну? "Читаем" картину История, История России, Военная история, Военная форма, Живопись, Искусство, Российская империя, Армия, Длиннопост

Н. И. Бунин - Часовой Лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце

Кто-то читает книги, а кто-то этикетки на консервах, все, как говорится. по интересам. Ну а мы сегодня будем читать один старинную картину....

Автор картины

Наркиз Иванович Бунин родился в старинной дворянской семье, в 1856 году. В 1877 году по окончании Михайловской Воронежской военной гимназии и санкт-петербургского Горного училища, он поступил вольноопределяющимся в 88-й пехотный Петровский полк. Год спустя, в 1878-м, он надевает на себя мундир Лейб-Гвардии Егерского полка. В1900 году, дослужившись до чина полковника, Наркиз Иванович оставляет военную службу и выходит по состоянию здоровья в отставку.

И в такой-то красоте да по ...овну? "Читаем" картину История, История России, Военная история, Военная форма, Живопись, Искусство, Российская империя, Армия, Длиннопост

Н. И. Бунин - Капитан и штаб-трубач гвардейской конной артиллерии на практических стрельбах. 1892 г.

«Живописная» карьера талантливого гвардейца началась еще в 1881 году, когда он поступил вольнослушателем в класс батальной живописи Императорской Академии Художеств, который и закончил шесть лет спустя с большой серебряной медалью. На его полотнах оживали боевые эпизоды великой эпопеи 1812-го, русско-турецкой и русско-японской войн. Среди его работы встречаются портреты, иллюстрации к полковым историям, шикарно оформленные меню к торжественным обедам, бытовые зарисовки из жизни российского воинства…

Умер Бунин в 1912 году.

И в такой-то красоте да по ...овну? "Читаем" картину История, История России, Военная история, Военная форма, Живопись, Искусство, Российская империя, Армия, Длиннопост

Н. И. Бунин - Смерть генерала Келлера в бою на Янзелинском перевале. 1904 г.

Лейб-гвардии Конный полк

И в такой-то красоте да по ...овну? "Читаем" картину История, История России, Военная история, Военная форма, Живопись, Искусство, Российская империя, Армия, Длиннопост

Б. П. Виллевальде - Подвиг конногвардейцев в сражении при Аустерлице в 1805 году. 1884г.

Лейб-гвардии Конный полк был старейшим полком российской гвардейской кавалерии. Сформирован в декабре 1730 года, по повелению императрицы Анны Иоанновны. Для того, чтобы не затягивать, скажу что он принял участие во многих походах и кампаниях 18-19-го вв. В 1914 году выступил на Великую войну, в феврале 1918-го умер…

Многие конногвардейцы сражались с большевиками в годы гражданской войны в рядах Добровольческой и Русской армий.

Часовой: прическа и борода

В отличие от кавалергардов, комплектовавшихся голубоглазыми или сероглазыми блондинами, в Конную гвардию набирали высоких усатых брюнетов. Кстати  название этого цвета волос происходит от французского слова «brun» т. е. коричневый. Поэтому брюнетом считается любой человек с темными волосами: от темно-коричневых и шоколадных оттенков до темно-русых или черных. Так что у нашего часового чисто конногвардейская «масть».

Ну и плюс к тому, он служит в 4-м эскадроне, в рядах которого тянули военную лямку только бородачи.

Форма одежды и вооружение

Что касается мундирных красот, то наш конногвардеец облачен в придворную форму, надевавшуюся исключительно при несении внутренних дворцовых караулов или при церемониях в высочайшем присутствии. Состояла она из следующих предметов:


Каска. Делалась она из желтой меди. Спереди серебряная Андреевская звезда – символ гвардейских частей. Под правым глазком чешуи крепилась большая круглая кокарда: у рядовых серебряная, оранжевая и черная, а у офицеров – серебряная, золотая и черная. Обратите внимание на золотого орла – он был неизменным атрибутом той формы, о которой мы сейчас говорим.


Супервест. Так называлась красная суконная безрукавка, присвоенная Императором Николаем I гвардейским кирасирам в 1841 году. На груди и на спине конногвардейского супервеста, красовались накладные золоченые орлы.


Колет или, проще говоря, парадный мундир. Здесь мы видим только воротник, потому что в данном случае он надет под супервест. Шили его или, как тогда говорили, «строили» из белого сукна. Застегивался он спереди на крючки и петли, пуговиц не полагалось. У конногвардейцев воротник и обшлага были алые, обшитые золотым галуном с алым же просветом. Кстати, на воротнике нашего часового прекрасно видны желтые гвардейские петлицы.


Лосины. Ну, тут все просто. Это белые замшевые штаны.

Ботфорты. Сапоги черной твердой кожи с белым замшевым подбоем. К ним полагаются привязные шпоры с зубчатыми колесиками. Посмотрите на коврик под ногами служивого и все сразу же поймете. Паркет…


Белые перчатки с крагами.


Палаш. Вооружен конногвардеец кирасирским палашом образца 1826 г. Общая длина 1150 мм, длина клинка 980 мм, ширина клинка около 35 мм, масса до 2100 г.

Носился он в стальных ножнах, с двумя гайками с кольцами для пасовых ремней портупеи и башмаком. Портупея надета под супервест.

Свое благородное «белое» оружие он держит в положении «на плечо».


Револьвер заряжен еще в караулке. Обратите внимание на красный револьверный шнур. Кобура расстегнута, носится с правой стороны на портупее.

И наконец

Вся эта пышная красота надевалась только во дворце, что, в общем-то, и понятно. Во-первых, в ботфортах в пешем строю не разбежишься, а время поджимает. Во-вторых, по прибытии на место, конногвардейцы подвергались тщательному и придирчивому осмотру комендантского плац-адъютанта, и любой непорядок или огрех в форме одежды грозил катастрофой не только караульному офицеру, но и всему полку.


Если на улице стояла сухая хорошая погода, то особых проблем не возникало, но вот зимой или весной, при слякоти или мокром дожде можно было нарваться на серьезные неприятности. Поэтому во дворец заранее прибывал подвода с парадным обмундированием, чтобы солдаты, умывшись и приведя себя в порядок после улицы, сразу же его и надели...


Ну и на этом, пожалуй, пока все.