Гвардия!

Аbandonner, c'est fini!

Vous avez perdu une bataille ! Votre armée est cassée, et l'empereur a couru!

(Сдавайтесь, все кончено!

Вы проиграли сражение ! Ваша армия разбита, а император бежал!)

____________________________

Именно этими словами, произнесенными на французском, но с английским акцентом, и началась эта история, которая, в свою очередь, является частью другой, не менее трагичной для всех французов истории...


1815г

Именно в этом году, впервые за много лет мы оказались без союзников, но наш Император все равно верил, что мы сумеем одолеть всех врагов и, чего уж греха таить, учитывая через что ему пришлось пройти - он вселял в нас ту же уверенность. Даже несмотря на то, что такие маршалы, как Бертье, Макдональд, Виктор, Монсей, Мюрат, Мармон и Серюрье - предательски остались прислуживать Бурбонам!

Черт бы их !


В тот день мы шли на Брюссель. Накануне сам Наполеон приказал нам взять парадную форму. Ведь на следующее утро нам предстояло пройти маршем по столице Бельгии! Перед нами отступали немецкие части, что повышало боевой дух. Император приказал корпусу Эммануэля Груши преследовать их, но как сейчас известно - это стало одной из роковых ошибок. Впереди ждали 110 000 англичан, а Груши струсил и более не вернулся к основной армии.


Местечко при Ватерлоо, позднее утро.


Строем и в ногу, на красные мундиры, возвышающиеся на холме, двинулись корпуса Дэрлона и Рея, при поддержке кавалерийских корпусов маршала Нея и Келлермана. Позднее, выяснилось, что под Неем в тот день было убито пять лошадей, но сам он почти не пострадал.

С противоположного склона низины нам было все хорошо видно - император держал нас в резерве. Мы видели, как стремительной атакой кавалерии в наши руки попали почти все пушки англичан! Ликование охватило Гвардию! В контратаке противник отбил артиллерию, и, на наше удивление - продолжил губительный для пеших полков огонь. Оказалось, что у наших всадников, попросту не оказалось с собой гвоздей, чтобы заклепать запальные отверстия орудий и сделать их бесполезными...


Шло время и осознание того, что инициатива окончательно нас покидает - приходило даже самым закоренелым оптимистам. Последний гвоздь в крышку гроба вбило донесение о подходе с фланга прусских корпусов фон Бюлова и фон Цитена. С резерва был брошен к ним навстречу всего один кавалерийский корпус Мутона.

Приближалась печальная для нас развязка... Все мы ждали, когда наш Император возглавит последнюю атаку своей верной Гвардии. Все-таки смерть в бою почетнее бегства.

Он не пришел.

Когда мы получили распоряжение двинуться на подмогу погибающей армии под Угумон, а императора не было - все всё поняли и робкими переглядами попрощались друг с другом и пошли доказать англичанам, что все что было до этого - было всего лишь безобразной дракой!


Наше появление на поле боя, несколько взбодрило оставшиеся части, но вместе с тем и им пришло понимание ситуации. Если в бой пошла Гвардия - значит произошло самое худшее.

По пути к месту битвы, отступавшие и раненые, видя нас - вливались в наши ряды, выпрямляли спины и шли в бой вновь, навстречу смерти.

НЕТ!

Навстречу Славе!

Навстречу Вечной Жизни!


Нашим командиром 1-го полка пеших егерей императорской гвардии был Пьер Камбронн. Заметив кавалерию неприятеля, он приказал построиться в каре и вести круговой обстрел.

С их стороны послышалось требование о сдаче, на что Камбронн воскликнул: "MERDE!" * и мы открыли огонь по всадникам.

* (справка: merde, для офицеров-дворян по своему смыслу вполне соответствует русскому "Пошли на ...!", дословно переводится как "дерьмо!")

Англичане отступили. Пока их не было, к нам присоединились остатки гренадерской части и раненые, которые еще могли держать оружие.

Противник окружил нас и стянул орудия на прямую наводку.

Прозвучали первые залпы.

Град картечи со всех сторон обрушился на нас и голубая кровь смешалась на земле с кровью остальной армии. Никто не дрогнул, мы продолжали отстреливаться, сомкнули ряды и были готовы к смерти.

В дыму обстрела показался английский офицер на коне, приближающийся к нам, размахивая своим головным убором.

--Аbandonner, c'est fini!

Vous avez perdu une bataille ! Votre armée est cassée, et l'empereur a couru! —

Наш командир ответил резким отказом:

--Jamais! Nous avons fait le choix, messieurs- tirez !—

( Никогда! Мы сделали выбор, господа- стреляйте !)

Офицер печально осмотрел нас, развернулся и тронулся было назад, но тут ... Тут Камбронн выкрикнул ему в спину с такой гордостью и пылом те слова, которые тронули души солдат и заставили намокнуть наши глаза от счастья...

--La garde meurt, et ne se rend pas!—

(Гвардия умирает, но не сдается!)

Всадник оглянулся, понимающе кивнул и скрылся в дыму.


Грянули залпы...


.

Группа автора в вк:
https://vk.com/ant_petrowitch