Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство

Может немного посмотрим авангард? Готовы?


И поговорим мы о художественном объединении Наби. Их сложно причислить к одному из течений, поэтому решили выделить группу художников.


Начнем с начала. А начало существования Наби – 1890-е, основателями стали Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар и Морис Дени.


Ребята были академистами, рисовали амуров и мифы, но чувствовали, что как-то они выпадают из ритма жизни. Уже давно отгремели импрессионисты, уже появился постимпрессионизм и прочие -измы. И тут-то Серюзье встречает Гогена (который Поль, а не Солнцев). Вместе они курят сигары, болтают за искусство, накладывают краски прямо из тюбиков без смешивания (прям как настоящие плохиши). Гоген поучает своего коллегу, как следует воспринимать мир и как выражать себя в картинах, Серюзье приезжает к друзьям и взрывает им головы этими откровениями. Позже они вспоминали, что в тот момент почувствовали себя «свободными от ярма, в которое идея копирования загоняла их художническое чутье».


Поль Серюзье – "Рыбак на реке", 1890
Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Пьер Боннар – "Уголок Парижа", 1905

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Морис Дени – "Пляж Воздушных змеев", 1903

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Дальше больше, ребята попадают волну – наученные неожиданным успехом импрессионистов критики тепло встречают новых реформаторов.


Выставки, признание, богатые заказы, манифесты. Кстати, о манифестах. Самый известный: «Картина — прежде чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или какой-то историей — по сути плоская поверхность, покрытая цветами в определенном порядке». Это сейчас мы можем сказать, что любой авангардист заявит что-то похожее. Но тогда это был отрыв башки, набиды тогда были чуть ли не впереди всего авангарда, и это круто!


Что очень отличает Наби от других объединений – все художники абсолютно разные. Каждый из группы развивает свой стиль, исходя из своих философских, бытовых, этических и духовных основ личности. Поэтому набиды не похожи друг на друга, хотя продвигают похожие ценности и взгляды. Но при этом все они размывают границы между картиной и рекламным плакатом, часто они используют в работах японские мотивы и приемы афиши. Набиды признавали мистическую роль художника как священника, посредника, раскрывающего невидимое.


Серюзье называли «Наби со сверкающей бородой» (Наби с древнееврейского – пророк). Он откажется от реализма и будет искать свой собственный стиль, а вдохновение будет черпать в Бретани. Именно он привез своим друганам крышку от коробки сигар, на которой накидал эскиз согласно советам Гогена. Эту крышку в дальнейшем будут называть Талисманом, пока каждый из группы не разовьет свой особенный стиль.



Поль Серюзье – "Талисман", 1888

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Морис Дени был «Наби прекрасных икон», много писал для церквей, пытался найти себя в современном католицизме и даже по слухам состоял в католическом ордене.


Морис Дени – "Воздвиженье Святого креста и прославление жертвы мессы", 1890-е

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Вюйара и Боннара критики назвали «Интимными Наби», только но-но, интим не предлагать. Тут разговор про сюжеты – женщины за рукоделием, играющие дети, тихие спальни с декором, городские пейзажи. Таким образом, они стирали социальные границы и помогали своему зрителю легче пережить все те стремительные перемены, которые происходили в начале 20 века.


Жан Эдуар Вюйар – "Трапеза в саду", 1898

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Пьер Боннар – "Девочка с котом", 1897

Группа Наби, или как несколько еврейских пророков изменили искусство Живопись, Искусство, Картина, Авангард, Картина маслом, История искусств, Авторское, Длиннопост

Группа «Наби» перестала существовать приблизительно в 1905 году, когда каждый из художников окончательно отыскал себя в живописи. Пути их больше особо не пересекались, и были они не безоблачными. Но самое главное – Наби разработали словарь модерна и помогли огромному количеству авангардистов в будущем.


Как вам Наби? Делитесь мнениями в комментариях)


Посмотреть еще интересных историй из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

Добра!