Граффити или зачем они это делают?

Многие видят на улицах городов кривые грязные надписи портящие вид, и очень красивые высокохудожественные рисунки, сделанные баллоном с краской, некоторые из которых достойны нахождения в музеях и галереях. Все это обычный прохожий называет «граффити» (почему это не всегда верно расскажу в следующих постах).

А спор «граффити - это искусство или вандализм?» актуален на все времена. Ответ банально прост - это и то и другое.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Меня зовут Алексей, в граффити известен как Merz, в культуре более 15 лет, и как и многие начинал в подростковом возрасте, а сейчас рисование моя профессия.

Но, вернёмся ближе к сути. А именно к истокам. Но не в эпоху палеолита и наскальной живописи, которую тоже именуют граффити, а к современному периоду.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Taki 183

Зародилась культура в 70-е в США благодаря одному доставщику, который часто ездил на метро и писал на стенах вагона свое имя Taki и номер улицы на которой он проживал - 183. Taki 183 был настолько активным, что его росписи не остались незамечеными журналистами газет и вскоре в них появились статьи о нем. По сути след, который он оставлял, на наш манер транслируется как «Здесь был Вася» и ничего более. Вы хотели понять смысл этих надписей - вот он. Все прозаично. Но идем дальше.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Статья про TAKI 183 в газете

В общем, это было способом отметиться. По еще одной версии с помощью аэрозоли уличные банды Нью-Йорка помечали свою территорию оставляя свои аббревиатуры и символы. Думаю все это происходило параллельно. Но направление задал все же наш «Вася». Потому что развитие граффити пошло именно с вагонов метро.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Вагон метро середины 70-х

Это сейчас у нас есть телефоны и интернет с помощью которых можно следить за творчеством на другом конце земного шара, но тогда такой возможности не было, а метро было. И поезда ходили по всему городу, из одного конца в другой, поэтому оставив свою роспись, например, в Бронксе, ее могли увидеть в Бруклине, и наоборот. Получалась такая передвижная галерея. Ребята видели чужие рисунки, вдохновлялись, все больше присоединялось к движению, оно росло, но росло и соперничество - всем хотелось выделиться и надписи стали становиться сложнее, красивее, добавлялись стрелочки, завитушки и т.п. Стал увеличиваться и их размер. Каждому хотелось чтобы о нем узнали и признали. Сначала появились троуапы (которые можно нанести и за минуту с платформы), потом бомбы, а позже стали разрисовываться целые вагоны (whole-car) и даже составы (whole-train). Для этого художники уже проникали в отстойники поездов. Образовывались команды. Постепенно рисунки становились все сложнее, добавлялись фоны, персонажи, некоторые работы уже тогда выглядели как произведение искусства.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Как выглядели первые граффити на поездах

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Tроуап бомбера CAP. Начало 70-х

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Бомба Cope2. Начало 70-х

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Хулкар (whole-car) Dondi. Конец 70-х

Никакого смысла в этом изначально не было, молодые ребята просто хотели заявить о себе и делали это. Тем более что тут есть и творчество и экстрим и догонялки с полицией. Что еще надо молодому организму…

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Молодые граффити-художники 70-х

Вскоре (примерно лет через 10), у городских властей появились деньги на борьбу с граффити и на поездах и они рьяно стали это делать: стали отмывать поезда, усилили охрану депо, укрепили заборы. Именно после этого граффити уже стало чаще появляться на улице.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Стильные полицейские конца 70-х

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

5 POINTZ. Нью-Йорк

В свете развития культуры она стала постепенно делиться на два направления - бомбинг и райтинг. Bombing - бомбить, наносить быстрый рисунок; writing - писать, как пишут холсты художники.

То есть появились те, кому ближе художественное наполнение, а кому экстрим и драйв. И здесь как раз и кроется ответ почему граффити это и вандализм и искусство одновременно.

Направления вроде и полярные, но все же близкие, и их представители часто хорошо общаются друг с другом, хоть и проследуют разные задачи. Из-за бомбинга многие считают граффити в целом грязью и вандализмом. Но, такова жизнь - инь и янь. При этом, говоря честно, те же райтеры не против иногда почувствовать себя бомберами и отметиться, например, в новом городе.

Граффити - это изначально эгоизм и способ достижения славы, но методы достижения этой цели у бомбинга и райтинга разные.

Бомбинг - внутрисубкультурная вещь, то есть для своих. Все хотят достигнуть известности, хотя бы в своих кругах. Чем больше ты оставил своих следов - сделал кусков или тегов, чем более они крупные и заметные, чем более интересные, видные или опасные места ты разрисовал, тем ты круче. Но, в основном, катируют это только люди из самой субкультуры, для всех остальных это грязь, да и просто непонятно.

Если вам интересно зачем это делать - рисковать, тратить деньги на краску, тратить время, то это просто экстрим. Финансовой выгоды здесь нет. Есть респект и узнаваемость. Да и просто лайфстайл - кому-то нравится ездить на рыбалку за 200 км, покупать удочки за несколько десятков тысяч, хотя полученный улов не окупает и малой части, зато это приносит удовольствие, так и тут - ребятам просто нравится экстрим, нравится рисовать и оставлять какой-никакой, но свой след.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Бомбинг конца 70-х

Райтинг - более художественное направление. Он более понятен обычным людям, поэтому выходит за рамки субкультуры. Цель здесь та же, что и в бомбинге, но методы ее достижения другие. Ребята ищут признания через красоту. И, хоть, видные места катируются и здесь, все же делать в них гораздо сложнее, так как времени требуется больше, часто несколько дней. Именно поэтому в основном их можно встретить вдоль ж/д-путей, на стенах заводов, в тихих дворах, на стенах заброшенных или недостроенных зданий. Финансовой выгоды здесь также нет. Есть отзывы в интернете, реакции прохожих, респекты друзей. Но зато в дальнейшем можно пробиться на фестивали, в галереи, либо художественно расписывать стены на заказ, чем я и занимаюсь.

Граффити или зачем они это делают? Граффити, Стрит-арт, Вандализм, Искусство, Hip-hop, История (наука), Город, Современное искусство, Длиннопост

Райтинг конца 70-х. T-Kid

Вот такие два направления в граффити.

Подытоживая, скажу, что хоть и отношусь к более легальному виду граффити, но не выделяю и не принижаю ни одно из них. В каждом есть свои плюсы и минусы, они просто разные по своей сути.

И да, как бы кто не хотел, но побороть вандализм полностью не получится никогда. Но тут зависит и от нас самих - если за городом ухаживают, а ветхих зданий мало, то и места для граффити гораздо меньше. Ну и еще причина - легальных стен просто нет.

Всем спасибо. Это был очень краткий экскурс, в дальнейшем планирую рассказать еще больше о разных направлениях уличного искусства, почему не всё, что есть на улице стоит называть граффити, и как изначально оно попало в галереи. Поэтому, кому интересно- подписывайтесь.

Street Art

977 постов1.6K подписчик

Добавить пост