Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Хочу рассказать о своём опыте участия в данной программе, возможно это окажется полезным тем людям, которые хотят переехать в Россию из стран СНГ. Предупреждаю сразу, это будет эпохальное произведение по масштабам сравнимое разве что с трилогией Властелин колец. Но это я шучу, конечно, максимум на Братство кольца потянет. И ещё кое-что, краткость — не сестра моим талантам и я просто не умею излагать сухие факты, такой вот у меня недостаток. Так что кому эта информация не нужна - лучше сразу пролистывайте, а кому нужна - не ругайте сильно за пространность речи и лирические отступления.


Ну-с, начнём. Я русская, родилась в Киргизии и прожила там 30 лет прежде чем пространная мысль о бренности бытия наконец-то вызрела до состояния: "А может всё же махнуть на историческую родину?". Не могу сказать, что жилось мне в Киргизии очень плохо, что меня ужасно притесняли, что вообще не было никакой работы или нечто подобное. Просто в какой-то момент пришло понимание, что хочется что-то в своей жизни поменять и желательно в хотя бы немного в лучшую сторону. Самым кратким путём получения гражданства РФ (если у вас родители/дети/супруги не россияне) была и есть сейчас гос. программа переселения соотечественников. До меня по этой же программе подавали документы мои ближайшие друзья и я решила пойти по их ещё свежим стопам.


Я взяла уже прошедшее проверку заявление друзей и переделала его под себя. Но я не учла одной маленькой детали: друг фамилию никогда не менял, поэтому в шапке просто вписал свои ФИО. Мне же, как даме с прошлым, а именно расторгнутым браком и дважды сменой фамилии (при регистрации брака и при его расторжении), следовало в шапке написать краткое эссе о своей личной жизни. В приложенном на сайте образце заполнения заявления такой ситуации рассмотрено не было, так что мне до сих пор не вполне понятно как заявитель должен узнать о правильности заполнения заявления в случае таких вот пертурбаций в жизни (на консультации, кстати, об этом не рассказывают, а отправляют смотреть образец заполнения при этом утверждая, что там даже пятилетний разберётся, ага).


Привожу тут свой случай для тех, кто тоже несколько раз менял фамилию по какой-либо причине и не знает, что теперь с этим делать и куда бросаться. Пусть для пущей конспирации моя девичья фамилия будет Незамужняя, а фамилия в браке Замужняя. В графе фамилия указываю:  Незамужняя (урождённая Незамужняя, Замужняя в связи с заключением брака от такого-то числа таким-то гос.органом; Замужняя на Незамужнюю в связи с расторжением брака от такого-то числа таким-то гос.органом). Вот прям так всё и пишете, слово в слово: текущая фамилия и в скобках указываете фамилию при рождении, все смены фамилий, причину, дату и гос. орган, который всё это дело проворачивал. Причём у вас должны быть бумаги это подтверждающие. В моём случае это была выписка из ЗАГС о заключении брака, иначе говоря форма №28 и свидетельство о расторжении брака. Так же обязательно в заявлении указывать все даты и причины своего пребывания на территории РФ с 92 года включительно, даже если вы ездили туда годовалым ребёнком у мамки на коленках.


По спорным моментам заявления вроде как всё. Теперь по документам. Внимательно, очень внимательно читайте список необходимых документов и их копий. Нотариусы прямо таки стремятся сделать нотариально заверенные переводы и копии на всё подряд, в этом нет необходимости. Нотариально заверять нужно только переводы на русский язык тех документов, где есть иностранный язык, во всех остальных случаях были нужны просто обычные ксерокопии (свидетельство о рождении советского образца, например). Исправленное заявление со второй попытки у меня всё-таки приняли, дали справку об этом событии и сказали мне ждать ответа в течении 60 календарных дней. Это был февраль 2020 года.


С момента подачи заявления прошёл ровно месяц, когда раздался звонок с городского номера иии... я его пропустила, а потом забыла перезвонить *facepalm*. В своё оправдание могу сказать, что в эти самые дни в страну, посеяв панику и принеся с собой ЧП, ворвался коронавирус и всё встало с ног на голову. Вспомнила о пропущенном звонке я только через три дня, погуглила номер и поняла, что звонили с представительства МВД РФ по вопросам миграции. Я очень расстроилась, так как время с подачи заявления прошло очень мало и, как правило, так быстро ответ приходил лишь в случае отказа. Но в любом случае надо было перезвонить и узнать можно ли забрать нотариальные копии и переводы, чтобы при второй попытке подачи заявления не собирать всё заново. Сотрудница представительства меня жёстко отчитала за то, что я не перезвонила сразу же, но потом спросила мои ФИО, область предполагаемого вселения, пошуршала бумажками и огорошила меня сообщением, что моё заявление согласовано и я отныне являюсь участником программы переселения. Но забрать своё свидетельство и начать оформление РВП я смогу только после окончания ЧП и прояснения ситуации с коронавирусом, т.к. все гос. учреждения в стране прекратили приём посетителей на неопределённый срок. Так что мне оставалось только сидеть на попе ровно, кушать гречку и ждать звонка из представительства, что и случилось примерно в конце июля 2020 года. Меня вызвали в представительство, отдали свидетельство и сказали, что дальше я могу подавать на РВП (разрешение на временное проживание) в консульстве РФ, либо же лететь в РФ и подавать на РВП уже там.


На этом первый этап получения гражданства по программе переселения был завершён.

В связи с нестабильной ситуацией в мире из-за пандемии я решила подавать документы на РВП у себя в стране, но в итоге из-за цепочки болезней в семье, всяких проблем и т.д. подала документы только в январе 2021 года. Этому предшествовало двухмесячное ожидание очереди на свободное приёмное время. Пакет документов я подала с первого раза, он состоял из заявления, нотариальных переводов необходимых документов, копии свидетельства переселенца, справки о несудимости из МВД, фотографий и кучи медицинских справок об отсутствии венерических заболеваний, ВИЧ, наркотической зависимости, туберкулёза и коронавируса (куда ж без него в наше время), а так же оплаты консульских сборов. На рассмотрение заявления даётся 60 дней, по истечении которых я и узнала, что решение по моему вопросу принято и, в принципе, я могу уже собирать вещи и ехать.


Стоит заметить, что представительства МВД по вопросами миграции имеют неприятную особенность пугать переселенцев всякими «страшными» сроками. Так мне было сказано, что если в течении полугода с выдачи РВП я не приеду на место вселения, то моё РВП аннулируется. Если в течении трёх дней с приезда на место вселения я не активирую книжку переселенца, то будет штраф или административка. Если в течении недели со дня въезда на территорию РФ я не встану на миграционный учёт, то опять же штраф, административка, а то и выдворение из страны. По факту всё обстоит несколько иначе. РВП годен со дня выдачи и по день окончания его действия. Приехать, поставить штамп и остаться в РФ можно в любое время, хоть за месяц до окончания срока действия, но это несколько глупо, так что лучше всё же не затягивать.


У меня приехать на место вселения получилось в сентябре 2021 года. Я сразу же обзвонила все необходимые мне инстанции и выяснила следующее: активировать книжку переселенца можно только ПОСЛЕ постановки иностранного гражданина на миграционный учёт. Мне, как гражданке Киргизии и как участнику программы переселения на это отводилось целых 30 дней, а не 7, как говорили ранее. Ещё один интересный факт: если вы успели взять талон в отведённый вам срок (30 дней), но сам назначенный день приёма уже не попадает в эти 30 дней, то никакого штрафа вам выписано не будет, не ваша вина, что был такой наплыв посетителей и не было свободного времени раньше. Такое правило действует везде, где вам придётся брать талоны на посещение подобных инстанций. Вставать на миграционный учёт участники программы могут ТОЛЬКО в Управлении по вопросам миграции (далее УВМ МВД), ни в МФЦ, ни на почте вас на миграционный учёт не поставят, такие вот условия.


После постановки на миграционный учёт я позвонила в Управление по делам миграции, там назначили день и время, в которые по приезду я отдала на активацию свою книжку переселенца. Со мной провели небольшое «собеседование», спросили где я буду жить, кто поставил меня на миграционный учёт, кто ещё будет проживать со мной на этой территории, сколько там жилых комнат и т.д. Отвечать надо подробно и правдиво, так как вполне вероятно, что вас приедут проверить. Затем проставили штамп и на этом этап активации книжки переселенца был завершён. Маленькая хитрость, которая сэкономит вам время. Если до отъезда из своей страны вы за 3-5 дней до отбытия позвоните в местное представительство МВД РФ по вопросами миграции и скажете, что я, Такой-то Такойтович, участник программы переселения соотечественников через несколько дней отбываю на место вселения, то уже в РФ, при активации книжки переселенца вам отдадут её сразу. В ином случае книжку заберут на день, два, всё проверят и только потом активируют, и придётся вам ехать туда за ней ещё раз.


Следующим этапом была постановка штампа РВП в свой паспорт. Не знаю, как в других областях, но в Ленобласти это делается в ЕЦД, который находится в Санкт-Петербурге, на улице Красных текстильщиков. Туда я приехала не имея никакого понятия, как это всё будет происходить. Проинформировала меня инспектор в окошке, куда обращаются с подачей документов на РВП. Сказала, что необходимо с собой принести и в какой день прийти. Насколько я помню, мне дополнительно потребовался нотариальный перевод какого-то из моих документов и чек об оплате госпошлины. Вообще лучше всегда носить с собой весь пакет своих документов, так как очень и очень часто случается, что в перечне необходимых документов написано одно, а с тебя требуют ещё что-то и если под рукой не окажется, то отправишься восвояси и приедешь ещё раз. Нотариальные копии и переводы документов должны быть свежие, моим было около года и мне посоветовали сделать их заново, так как могут придраться.


После постановки штампа РВП в паспорт следует этап прописки в этой самый штамп, это делается в УВМ МВД в течении 10 дней (опять берёшь талон на ближайшую возможную дату и спокойно ждёшь). С собой снова везёшь все свои документы, собственника жилья с его паспортом и выпиской ЕГРН. Я уже точно не помню, но вроде как регистрации в РВП надо снова писать какое-то заявление, я их столько написала, что всё уже в голове перемешалось. Но в любом случае всегда можно спросить инспектора в УВМ МВД, он отправит к необходимому стенду с примером заполнения необходимого заявления. Они вполне лояльно относятся к всевозможным вопросам, подробно объясняют что и как, если случай какой-то особый (как у меня с разводом и сменой фамилии) и предоставленный пример в вашем случае не подходит. Плюс, около каждого МВД есть конторы, которые не только делают ксерокопии, но и продают необходимые пустые бланки, а так же заполняют их за деньги. Это не очень дёшево, но хорошо экономит время и нервы.


Когда заветная прописка в штампе РВП готова, то, по идее, можно выдохнуть на целых два года, вы можете законно находиться, работать, лечиться и учиться на территории РФ. Я же решила не тянуть кота за тестикулы и сразу занялась гражданством. Опять едем в наше любимое УВМ МВД, смотрим необходимый перечень документов и если надо — берём талон, если нет, то смотрим график работы окон для приёма документов на гражданство. Насколько я помню, я сдавала по живой очереди и папка документов состояла из заявления, фотографий и копий нотариальных переводов паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о разводе, справке о заключении брака. Насколько я помню, то госпошлину тоже какую-то платила (это делается в любом отделении Сбера, реквизиты они знают, так же их можно посмотреть на сайте МВД, либо на стендах в своём отделении УВМ МВД). Заявление я заполнила сама, по образцу, но инспектор расчёркала его вдоль и поперёк (где-то была неполная информация, где-то неправильный перенос на другую страницу и т.д.) В итоге я плюнула и понесла заявление в контору по соседству, где мне за 1000 рублей его перепроверили, написали всё как надо и распечатали. С исправленным заявлением я снова пришла к инспектору, и у меня всё приняли и выдали справку, где было написано, что документы приняты на рассмотрение и сказали ждать три месяца до вынесения решения. За это время уже вполне законно можно получить СНИЛС и ИНН, делается это в любом ближайшем МФЦ. Так же я на всякий случай оформила ОМС, даже уже успело пригодиться пару раз.


В итоге, в начале января текущего года мне позвонили, объявили, что моё заявление на гражданство рассмотрено и по нему принято положительное решение, пригласили на присягу. Присяга представляет собой чтение клятвы из папочки (текст присяги легко гуглится). Затем вы расписываетесь в том, что принесли присягу и с этой минуты становитесь гражданином Российской Федерации. С этого момента даётся месяц на подачу заявления на получение внутреннего паспорта гражданина РФ. Я так же не стала долго тянуть, при первой же возможности приехала, заполнила заявление, приложила квитанцию об оплате госпошлины, заявление о просьбе выписать меня как иностранного гражданина с текущего места жительства и регистрации, отдала очередные ксерокопии необходимых документов и через 10 дней паспорт был готов к выдаче. На прописку в новом паспорте даётся 90 дней, сделать это можно уже в любом МФЦ своего района, либо у паспортистки.


Такое вот приключение получилось, затянувшееся на два года. Специально отмечу, что если следовать каждому этапу сразу, не откладывая, то смело можно уложиться в год. Хотя условия мировой пандемии вносят свои коррективы в любом случае и не всё всегда будет зависеть от вашего рвения.

Если буду какие-то вопросы или уточнения мест, где я могла ошибиться — комментарии открыты. Всё таки много времени прошло и слишком много документов было собрано и заполнено, где-то могла и напутать. Спасибо за внимание.


P/s/ @Varyelle, я таки написала пост, надеюсь хоть чем-то вам поможет =)