Госдума запрещает иностранные слова: что происходит на самом деле2
«FixPrice, Coffix, One Price Coffee исчезнут в России. В Госдуме приняли новый законопроект — теперь все вывески и надписи должны быть на русском языке» — такие новости разлетелись на днях по крупным ТГ-каналам.
Я юрист. И в отличие от авторов этих новостей, прочитал реальные источники.
Давайте простыми словами расскажу, что там происходит и что будет дальше.
А заодно покажу одну интересную вещь, про которую почему-то не написали ни в каких новостях.
Откуда взялась история с запретом латиницы в рекламе и на вывесках
На самом деле тема с запретом латиницы не нова.
Первый такой законопроект появился в конце 2022 года. Его авторы считали, что закон поможет защитить русский язык и ограничить использование англицизмов в рекламе.
В 2023 году появился второй законопроект. Изменения должны были затронуть сразу несколько законов — «О государственном языке РФ», «О рекламе» и ряд других. Но ни в 2023, ни в 2024 году закон в силу не вступил.
А вот в конце 2024 года история стала резко набирать обороты.
Началось всё с того, что несколько регионов приняли такие поправки в своё региональное законодательство — Краснодар, Саратов и Ярославль. Там уже запрещено просто так брать и вешать англоязычные вывески
В январе 2025 спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил о рассмотрении нового закона в «приоритетном порядке». Я тогда рассказывал на Пикабу, как могут развиваться события дальше.
Так и произошло. Закон, висевший почти год без движения, был принят в первом чтении всего за месяц. На днях к этому закону появились дополнительные пояснения и корректировки.
Штрафы до 500 000 рублей: чем может грозить принятие нового закона
В одной из редакций законопроект предусматривал внесение изменений в закон «О рекламе». Мол, нельзя будет использовать «некириллические алфавиты» в рекламе и на вывесках.
А вот в чем нюанс — под действие этого закона попадают абсолютно все предприниматели и компании, вся реклама на улице и в интернете. И есть у этого закона одна особенность — штрафы.
Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ).
Получается, когда в закон «О рекламе» внесут поправки о запрете латиницы, штрафы привяжут именно к этой статье.
Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков
Товарные знаки («торговые марки») — это обозначения, зарегистрированные в Роспатенте. Чаще всего так регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.
В новом законе будет важное исключение: владельцам товарных знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском или каком-то еще языке.
Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье на Пикабу: «Теперь любой человек может зарегистрировать на себя собственный товарный знак».
Вопреки бредням, расползающимся в интернете, в новом законе нет речи о том, чтобы аннулировать существующие знаки на английском языке или запретить подавать новые заявки на английском.
Какие вопросы еще есть к новому закону и когда его примут
Текущая версия законопроекта еще не финальная. Вот основные темы для обсуждения в следующем чтении:
— как поправки распространятся на обозначения, используемые в коммерции
— в какой редакции изменения затронут закон «О рекламе»
— к чему обяжут бизнес новые поправки в закон «О защите прав потребителей»
— как поправки закона затронут законодательство о СМИ
Новый закон двигается быстро. По информации с сайта Госдумы эти поправки должны быть представлены буквально через две недели, 25 февраля.
Судя по всему этим летом закон уже примут.
Однако, скажу прямо, у всех читателей этого закона остается один большой вопрос…
А какие слова вообще считать русскими?
«Коворкинг», «онлайн» и «дисконт» — это русские слова с точки зрения будущего закона, или нет?
В одной из редакций законопроекта речь шла о запрете «некириллических алфавитов». Казалось бы, написал слово кириллицей — и всё, этого достаточно.
С другой стороны, если погрузиться в документы нового законопроекта, можно увидеть одну очень интересную вещь:
Почему-то никто про это не написал ни в каких новостях. А по факту речь идет о том, что у нас в стране с помощью нового «нормативного словаря» слова могут поделить на те, которые использовать разрешено, и те, которые использовать запрещено.
Получается, что положения нового законопроекта в плане защиты русского языка могут оказаться еще более сильными, чем казалось на первый взгляд.
Тут вопрос уже будет стоять не просто о том, кириллицей написано слово или нет. Тут уже будет идти речь о соответствии слова установленным законом словарям. Именно такие изменения могут затронуть весь бизнес и всю рекламу.
Как бизнесу подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы
Что делать предпринимателям с англоязычными названиями? Есть два варианта.
Первый: заменить иностранные слова на русские. Например, вместо "sale" написать «скидка». Скорее всего, клиенты даже не заметят разницы.
Этот вариант подойдет для слов, которые используются в рекламе, но не являются названием бренда.
Второй: если конкретное название бренда для вас важно и вы не хотите его менять – зарегистрируйте его как товарный знак. Тогда вы попадете в зону исключений из этого закона.
Да и в целом, если вкладываете силы и деньги в развитие бренда, стоит сделать так, чтобы юридически этот бренд принадлежал вам, а не кому-то другому.
Если же название для вас не так важно и вы готовы сменить его на русское — так тоже можно.
Только при смене названия проверьте, не является ли «ваше» название чужим давно зарегистрированным знаком.
Всё-таки у нас в стране уже больше 900 000 знаков, и каждый год появляется еще 140-150 тысяч. Попасть на чужой знак легко, а ответственность за нарушение прав — до пяти миллионов рублей, а иногда и больше.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
Если в принципе тема авторских прав, патентов и знаков «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Недавно публиковал в канале небольшую авторскую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — заходите, если интересно.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков проверить-посмотреть, или по судам — можно написать мне в личку в телеграме
@bchlfИ вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:


