Горячий генератор (история о том, как засовывание пальцев, в места для этого не предназначенные, ведет к интересным последствиям)

Зима, холод. Звонок телефона. Обычный, каких сотня за день. Приветствие, затем далекий голос мне рассказывает о проблеме с автомобилем. В этот раз жалоба звучала так: "У меня очень греется генератор". Поскольку предоплату за определение причины проблемы по телефону клиент не вносил, а спиритический отдел ушел на новогодние каникулы, предлагаю ему предоставить автомобиль к месту осмотра, дабы померять ему (генератору) температуру и разбираться. В ответ получаю дополнительную вводную - оказывается, что генератор уже заменен на "новый" (новым обычно называется любой другой б/у, как правило с разборки) и второй греется также как и первый. Повторяю предложение приехать (и лучше бы на эвакуаторе, со снятой клеммой), договариваемся о времени приема.

Утро рабочего дня. Автомобиль прибывает своим ходом, провожу первичный осмотр. Дыма не видно, напряжение на клеммах АКБ - 14,2 вольта, что неплохо для автомобиля с включенной печкой, светом и молотящего на холостом ходу. Генератор находится несколько в глубине моторного отсека, сверху доступа нет, нужно засунуть руку между коллектором и радиатором, и тогда только его достать получается. На вопрос, как именно было установлено, что генератор греется, мне был продемонстрирован палец со следами ожога. Тут же возник вопрос, а зачем этот палец нужно было засовывать в труднодоступное место. Ответ - из генератора шел дым. Допрос с пристрастием показал, что машина простояла новогодние праздники (у нас было +10 и дождь), затем, после того как утром 3 января ее завели, из под капота пошел дым именно из генератора, вот поэтому владельцу авто захотелось его пощупать, затем получится ожог пальца, затем замена генератора на второй. При попытке продемонстрировать как именно получился ожог, едва не получается новый - автомобиль заведен и генератор явно "горяч" на ощупь.

Тактично отвожу многострадальный палец клиента в сторону и достаю пирометр - температура около 110 градусов цельсия, что многовато, но не критично. Генератор 120А, 14В. Измеряем ток от генератора в сторону автомобиля - 120..130 А. Теперь понятно, что проблема не в самой электрической машине переменного тока, а в наличии в автомобиле мощного потребителя. Памятуя историю с Шараном - проверяю питание свечей.... не угадал. Отключаю ближний свет - ток падает на до 110..120 А. Отключаю печку - бинго, ток упал до 25..30А, через 15 минут в таком режиме температура генератора упала до 35 градусов. Включаю печку - 120А и температура ползет за сотню. Что же в печке может потреблять сотню ампер и не париться? Вентилятор слишком слаб, обогрев стекол тоже. И тут я вспоминаю про хорошую опцию в приличных автомобилях - электрорадиатор отопителя. Если кто не в курсе, то вместо того чтобы ждать пока холодный ДВС прогреет антифриз, а тот прогреет салон, в некоторых машинах установлен электро-радиатор в паре с обычным, который греет воздух на холодном ДВС. Поскольку мощность такой грелки бывает и киловатт, и полтора, и два, то токи в 100А вполне норма. Вот только почему он греется, ведь двигатель полностью прогрет? Меряем температуру дефлекторов и... едва 30 градусов. Повторный опрос клиента подтверждает догадку - радиатор печки забит грязью, его пытались мыть, но толку мало, греет он едва-едва. В результате термодатчик климат-контроля сообщает блоку управления отопителем, что радиатор еще не прогрет, а блок, в свою очередь, включает электрогрелку, чтобы хоть как то согреть водителя. Задача решена.

В этом случае я дал клиенту одну из неочевидных рекомендаций: чтобы перестал греться генератор - нужно заменить радиатор отопителя. А виновником замены генератора и "дымом" из генератора, из-за которого клиент обжег палец был водяной пар, который, сконденсировавшись на машине за две ночи стоянки, стал испаряться с самого прогретого места - с перегруженного генератора.

Вот такая история.

Автодиагностика

10 постов94 подписчика

Добавить пост