Главный вест... истерн СССР?...

Главный вест... истерн СССР?... Фильмы, СССР, Обзор, Детство, Классика, Длиннопост

- Собака красная… - тянул красавец Лютый, вытирая плевок и в разговор вступал товарищ «Маузер».
- Батя-а-а! – кричала Ксанка и…

Да, вернее указывать «истерн», но даже так все и всем понятно. Почему главный, а не «лучший», «настоящий» или еще как-то? Ну… лучшим все же стоит считать другой, что до сих пор смотрят космонавты перед полётом, а настоящим, спустя какое-то время оказался третий, ставший дебютом Михалкова, а вот статус «главного» у этого фильма никто не отнимет. Без него, скорее всего, не случилось бы много других.

Эдмун Кеосаян снял ожидаемый фильм, ленту, требуемую зрителем, кино, нужное всем, от мала до велика. Яркое, запоминающееся, романтичное, жесткое, понятное и имеющее в себе простой доступный сценарий. Именно таким продуктом, положившем начало ясному термину «истерн», стали «Неуловимые мстители».

Данька, Ксанка, Валерка и Яшка-цыган, подростки, начавшие свою Гражданскую войну в шестьдесят шестом году, в СССР стали культом и легендами. Они боролись за светлое коммунистическое будущее без буржуев, атаманов, анархистов и белых, боролись честно и чувствуя собственную правду.

Главный вест... истерн СССР?... Фильмы, СССР, Обзор, Детство, Классика, Длиннопост

Насилие, авантюризм, перестрелки, харизматичные герои и отсутствие «авторского кино», вот что привлекало и привлекает зрителей в вестернах, даже если вестерн превращается в фантастику, фэнтези, ужасы с хоррором или что-то другое. Есть хорошие герои и есть плохие, первые стали такими по праву рождения в лабиринтах мыслей сценаристов, а вторых прокляли простые потребности с чаяниями основной целевой аудитории.

На Западе, культивируемая Голливудом, уходила в закат, вместе со стетсонами, кольтами и кровожадными команчами, золотая эпоха вестернов, с Джоном Уэйном и остальными забытыми героями. «Хороший, плохой, злой» и саркастичная ухмылка с прищуром Клинта aka Блондин Иствуда, вкупе со всеми спагетти-вестернами поставили заключительную точку, певшую музыкой гениального Морриконе.
У нас, в странах соцлагеря, только-только готовились снимать фильмы о Виннету с самым мускулистыми апачем в истории, Гойко Митичем. А народу требовалось кино, помогающее выпустить пар, и на эту роль никак не подходили фильмы о Войне, рванувшей каждую семью СССР всего четверть века назад.

У американцев был Великий трек, борьба Севера с Югом и Дикий Запад, а у нас случилась своя Гражданская война, полная жестокой кровавой мясорубки не меньше, если не больше. И снимать приключенческое кино о той эпохе, полной официальной идеологии, стало логичным решением. Даже если где-то проскользнет неправда, много ли осталось тех, кто поправит, пусть и сидя на кухне за рюмкой чая? Именно, что так.

У Кеосаяна получилось. Он снял фильм, хорошо смотрящийся даже сейчас, спустя пятьдесят с лишним лет. Сценарий, игра всех персонажей, ожесточенная ярость главной четверки, песни, юмор, все сложилось сплошными козырями. Дети, подростки, взрослые – все оценили это кино, выведя фильм в лидеры проката. Википедия говорит о, не меньше, тридцати миллионах зрителей, посетивших кинотеатры во время показа. Случись такое в наше время, режиссер, продюсеры и сценаристы купались бы в золоте, аки Скрудж МакДак в своем хранилище и Минкульт тут же выделил бы им бабла на продолжение.

Так случилось и со второй частью. Кеосаян не стал выдумывать велосипед и перетащил всех самых-самых, за исключением помершего Лютого, сшибавшего своей лютой харизмой даже без слов. Не забыли и Крамарова, в очередной раз исполнившего роль раздолбая с исключительным талантом.

Главный вест... истерн СССР?... Фильмы, СССР, Обзор, Детство, Классика, Длиннопост

Возможной ошибкой стало лишь введение штабс-капитана Овечкина. Величайший актер-армянин Джигарханян, бывший тогда молодым и насквозь талантливым, переиграл всех, включая Бубу Касторского, Яшку-цыгана и даже романтично-шрамированного поручика с гитарой и песней «Русское поле». На его фоне полковник Кудасов смотрелся самой настоящей мебелью, не больше. Хотя, несомненно, перебить Джигарханяна мог только Ефим Копелян, и его атаман Бурнаш, жегший не меньше сатанинским изломом бровей и взглядом, пронизывающим всех и каждого аки рентген.

Народ пошел, хотя и чуял какую-то подставу, в ЦК зааплодировали и отвалили конвертируемо-деревянных на «Корону Российской империи». И вот ее не спасло от краха ничего, включая Ксанку в блестящей коже, Овечкина, порой кажущегося истинным Терминатором и фееричную парочку императоров, дубасивших друг друга почем зря. На том, к сожалению, сказка и закончилась.

Я смотрел «Неуловимых» спустя двадцать лет после премьеры в Дворце культуры «Россия», с мамой. Было ли это круто? Да. Понравилось ли больше «Макара-следопыта»? Нет. Но, как не крути, забыть этот фильм не получается, потому что я люблю истерны, а все они начались именно с него.

...Полыхает Гражданская война
От темна до темна…

Главный вест... истерн СССР?... Фильмы, СССР, Обзор, Детство, Классика, Длиннопост