Германские войны Рима (ч 1) - Начало
После длительного периода политической и социальной нестабильности, вызванных гражданскими войнами I века до н.э. и установлением режима личной власти - «первого среди равных» Октавиана Августа, римская империя превратилась в могущественное государство. Несмотря на мирную политику Августа, направленную в большей степени на развитие социально-экономического развития империи. Амбиции римлян снова требовали завоевательных войн. Аппетиты Империи на востоке были ограничены парфянскими землями, на юге — непроходимыми африканскими пустынями, Военачальники императора подавляли последние анклавы неподвластных Риму племен, находившихся в условных границах империи. Так в 26–19 гг. до н.э. в ходе Кантабрийских войн они завершили продолжавшееся почти 200 лет завоевание Испании, в 15 г. до н.э. покорили Альпийские предгорья и перевалы. После завершения этих локальных войн, задумывалось проведение большой военной кампании и потому римские легионы направились на северо-восток, в сторону Дуная и диких германских земель, продолжая начатое ещё при Цезаре покорение варваров.
После завоевания Галлии Цезарем граница римских владений стала проходить по естественной преграде, отделявшей так называемый цивилизованный мир от германцев — реке Рейн. Галлия ставшая римской провинцией подверглась романизации, впитавшей стандарты римского образа жизни. А территории за Рейном оказались вне сферы римского влияния. Здесь сохранялось прежнее население и продолжала существовать культура доримского времени. В течении 30–20 гг. до н.э. происходила постепенная германизация этой области. Здесь расселились племена, пришедшие с востока, которые или вытеснили, или ассимилировали прежнее кельтское население.
В 38–37 гг. до н.э. Марк Агриппа впервые после Цезаря перешёл через Рейн и основал Оппидум Убиорум (Oppidum Ubiorum), или «крепость убиев», в наши времена более известную как Кёльн — название произошло от дружественного Риму племени убиев, переселившегося на левый берег Рейна. Результатом этой кампании стало расселение на левом берегу племени убиев, отдавшихся под римскую власть. Им и некоторым другим группам германцев было позволено жить на территории провинции при условии охраны её границы от набегов других племён. Однако, по всей видимости, этих мер оказалось недостаточно.
В 29 г. до н.э. Гай Каринна отбросил из Галлии свебов, явившихся на помощь восставшим галлам. В 25 г. до н.э. Марк Виниций совершил новую карательную экспедицию за Рейн против сугамбров и их союзников узипетов и тенктеров, грабивших римских торговцев. В 16 г. до н.э. сугамбры вновь нарушили мир и убили нескольких римских чиновников, захваченных ими на правом берегу Рейна. Затем они переправились через реку и разграбили прилегавшие к ней галльские территории.
Наместник провинции Марк Лоллий, выступивший за ними в погоню, попал в устроенную ему засаду и потерпел поражение. Среди прочих трофеев в руки германцев попал орёл V легиона Жаворонков, о котором у нас есть отличное видео на канале, обязательно посмотрите. Это поражение, «не столь тяжёлое, сколь позорное», вызвало в Риме громадный общественный резонанс, в сенате не утихали споры о том каким образом нужно наказать германцев за такое вероломство. Среди плебса также начали ходить разговоры о новой предстоящей войне. Всё это заставило Августа лично вмешаться в ситуацию и во многом предопределило дальнейшее направление германской политики Рима.
Германские племена своими действиями на Рейне и Дунае, впервые со времён кимврского нашествия начали представлять серьёзную опасность для римского государства.
Приготовления к новой военной кампании были начаты в том же году.
Октавиан Август, отлично понимавший, что без усмирения германцев провинция Галлия будет постоянно находиться под угрозой вторжения, покинул Рим и выехал в Лугдун (современный Лион, во Франции). Там он находился на протяжении следующих трех лет и вместе со своим штабом, занимался подготовкой к предстоящей войне с германцами. Находясь в Галлии, он так же контролировал строительство укреплений в приграничных районах. Вдоль границы были возведены укрепления находящиеся в дне пути друг от друга, это помогало довольно оперативно реагировать на вторжения, не позволяя врагу углубляться вглубь провинции.
Помимо этого началось строительство речной флотилии. Благодаря этому римляне начали проводить разведывательные рейды на германские территории на другом берегу Рейна, таким образом, позволяя заранее замечать передвижения или подготовку германцев к очередному набегу. Из Лугдуна Август также следил за военными действиями в Трансальпинской Галлии против местных племён. В 15–14 гг.до н.э., римляне стараясь обезопасить в первую очередь Цизальпинскую Галлию, взяли под свой контроль основные проходимые перевалы в Альпах, и предгорье Альп.
Несмотря на все эти приготовления германские племена и дальше продолжали докучать римлянам, именно эта кампания стала для Друза и Тиберия, выбранных Октавианом в полководцы, первым серьёзным испытанием.
Децим Клавдий Нерон Друз
Для участия в походе на Рейне была создана мощная армейская группировка, в общей сложности насчитывавшая пять легионов, включавшие не менее 25 000 тяжеловооружённых воинов и примерно такое же количество вспомогательных войск. На Нижнем Рейне находились XVII и XVIII легионы, для размещения которых ранее на левом берегу реки были возведены Новиомаг (Ниймеген) и Ветера Кастра (Ксантен). Ещё 3 легиона, I Германский, V Жаворонков и XIX легион, находились на Среднем Рейне в лагерях Бонна (Бонн) и Могонциак (Майнц). Легионы были укомплектованы ветеранами, прежде принимавшими участие в покорении Испании и совсем недавно одержавшими победу в Альпах.
Осуществлять верховное командование должен был Децим Клавдий Нерон Друз, пасынок императора, успешно зарекомендовавший себя при проведении альпийской операции. Его брат Тиберий в это время был поставлен во главе иллирийской военной группировки, развернувшей наступление в Подунавье.
Из перечня легионов мы видим XVII, XVIII и XIX которые позже будут потеряны Варом в Тевтобургском лесу.
Давайте рассмотрим их краткую историю.
О легионах, разгромленных в Германии в 9 году, существует очень мало сведений и вся их история — скорее теоретические исследования на основании собранных по крупицам фактов.
Легионы с порядковыми номерами XVII, XVIII и XIX существовали в римской армии эпохи Республики. Во время Гражданской войны 49 – 45 годов до н.э. легионы с этими номерами сражались в армиях Цезаря и Помпея, но их дальнейшая судьба по окончанию войны остается неизвестной. Следует понимать, что тогда число легионов достигло своей максимальной отметки. В ходе гражданской войны, как Цезарианцам так и Помпейцам требовалось огромное число человеческих ресурсов, и зачастую это были наспех набранные и плохо обученные воины.
Численность состава таких легионов, могла достигать в лучшем случае половины штатной численности легиона тех лет. По одной из гипотез, легионы Цезаря с номерами XVII, XVIII и XIX входили в состав армии Гая Скрибония Куриона, истребленной в 49 году до н.э. в Африке помпейцами и их нумидийскими союзниками. Помпейские легионы с этими номерами, могли быть распущены после битвы при Фарсале в 48 году до н.э. Эти легионы, возможно, входили в состав армии Цезаря на заключительном этапе Гражданской войны, но после битвы при Филиппах в 42 году до н.э. и последовавшей за ней демобилизацией их существование сомнительно.
Вновь XVII, XVIII и XIX были набраны, скорее всего, в 41 или 40 году до н.э. Цезарем Октавианом в западной части империи, и отдельно Марком Антонием на Востоке. По монетным выпускам Антония известны прозвища легионов – XVII Classica (“морской”) и XVIII Libyca(Ливийский), что указывает на состав или исходное место дислокации солдат легионов. Как и другие легионы Антония, большей частью они оказались демобилизованы после битвы при Акции между 31 и 27 годами до н.э. Легионы же XVII, XVIII и XIX армии Октавиана продолжали свое существование. Несколько надписей с упоминаниями XVIII и XIX легионов было найдено в Италии в районе Венето и Пизы, куда между 30 и 14 годами до н.э. выводились ветераны, служившие в легионах эпохи Гражданских войн. XIX легион Октавиана, предположительно был набран в 41г. до н.э. в Цизальпинской галлии. Когномен и знамя легиона точно неизвестен, однако существует предположение что он мог называться Галлика. Сформированный в северной Италии, для кампании против Секста Помпея на Сицилии, основу легиона предположительно составляли ветераны легионов Брутта и Кассия, выжившие после поражения последних при Филиппах в 42 году до н.э., с последующим донабором состава в Италии. Однако определить их принадлежность к армиям Октавиана либо Антония не представляется возможным.
Существует гипотеза, согласно которой после битвы при Акции легионы XVII, XVIII и XIX могли находиться в Северной Италии и Галлии, а затем были переброшены на Рейн, где в 12 – 9 годах до н.э. Друз предпринял наступление против германцев. Надпись, содержащая сочетание цифр IIVX, обнаруженная в Эле (совр. Эльзас), позволяет предположить, что XVII легион в течение некоторого времени находился на Среднем Рейне. Граффити и клейма, принадлежавшие солдатам XVIII и XIX легионов, были обнаружены в Ксантене, Оберадене и Хальтерне, все эти три города были стоянками различных легионов, несших службу на Рейнской границе. После 6 года н.э. все три легиона оказались в составе армии, размещенной на Нижнем Рейне. А спустя три года XVII, XVIII и XIX вместе с командующим ими Публием Квинтилием Варом были уничтожены восставшими германцами в тевтобургском лесу. Два из трех захваченных орлов легионов удалось вернуть Германику во время походов 14 – 16 годов. Третий орел был обнаружен у хавков и возвращен в 42 году. Однако в дальнейшем легионы с порядковыми номерами XVII, XVIII и XIX в римской армии не набирались.
Теперь же вернемся к приготовлениям военного похода Друза.
Подготовка будущей кампании предусматривала возведение многочисленных укреплений по берегам Рейна. Анний Флор, римский историк II в. н.э., говорит о 50 лагерях, построенных Друзом в Германии, но, вероятно, это число несколько завышено. Все крупные лагеря легионов были расположены вдоль берега Рейна, чтобы облегчить их снабжение, которое должно было осуществляться силами созданной тогда же речной флотилии. База для флота была размещена в Castra Bonnensia (совр Бонн, Германия). С кораблями рейнской флотилии должна была взаимодействовать Британская эскадра, разместившаяся в Гезориаке (современный Булонь).
Флоту уделялась значительная роль также и во время будущих наступательных операций, которые планировалось вести вдоль крупных рек, чтобы корабли, нагруженные необходимыми припасами, могли следовать за армией. Для обеспечения возможности выхода флота в Северное море один из рукавов дельты Рейна соединили искусственным каналом с озером Флево (современное Эйсселмер). Канал, названный именем Друза, позволял кораблям миновать опасные прибрежные отмели, которыми изобиловало устье реки. Двигаясь вдоль побережья, флот держал под угрозой нападения жившие здесь германские племена. Кроме того, корабли могли входить с моря в устья Эмса, Везера и Эльбы и подниматься вверх по течению навстречу легионам. Вся важность речных маршрутов была продемонстрирована ходом последующих кампаний.
Всем спасибо!!
Особенно тем кто посмотрел видео и поддержал канал 😏😏
Лига историков
18.5K пост54.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения