3

Где же баг? Как отладить?

По итогам поста "Угадайка про межличностный интеллект", разбор ситуаций (для детей и взрослых). Сегодня ситуация из рассказа В.А. Осеевой "Долг".


Как можно было сохранить отношения?


Принес Ваня в класс коллекцию марок. (Зачем он это сделал? Назовите хотя бы три мотива)


- привлечь к себе внимание (hy+)

- получить признание, одобрение, "вау!" значимого мальчика или девочки (hy+m+)

- в классе была предыстория отношений, все приносили, и он принёс, желание быть вместе с всеми (m+)

- в классе был мальчик, с кем у Вани было соперничество, и он принёс свою коллекцию, чтобы утереть нос конкуренту (e-)

- учительница готовила выставку детских коллекций, и Ваня подчинился указанию классного руководителя принести то, что он собирает (s-)

- учитель объяснял детям, что такое "классификация и систематизация", и Ваня вызвался помочь учителю и принести свою коллекцию, чтобы показать на примере (е+)


- Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне.


(Какую ошибку допустил Петя? Он не задал уточняющий вопрос. Можно было спросить:


- Я вижу, что у тебя тут есть одинаковые марки. Что ты с ними делаешь? Как ты планируешь их использовать?


Тем самым у Вани появлялась возможность:

- Я храню их из любви к собирательству и накоплению, рука не поднимается выбросить (d-).

- Я держу их для того, чтобы поменяться потом с другими детьми на марки, которых у меня нет (d+).

- Я не думал об этом, это получилось само собой (d0).


Если бы ситуация была прояснена с самого начала, предложение Пети Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе было бы одним из двух возможных просоциальных ответов Пети  по ситуации, то есть,

- А ты можешь отдать их мне в подарок? У меня нет ни одной марки.

- А ты можешь дать мне эти марки на время? Как ссуду, кредит. Я притворюсь перед папой, как будто начал собирать коллекцию, реальные марки создадут правильное впечатление, и папа профинансирует мне покупку новых марок. Когда у меня будут новые марки, мы рассчитаемся с тобой. Тебе выгодна эта операция, потому что в итоге ты обменяешь дубликаты марок на новые марки, которых нет у тебя. Мне выгодна эта операция, потому что в итоге пиар проекта перед папой будет более действенным. win win


Антисоциальные ответы (отобрал все марки, испортил коллекцию из зависти) мы не рассматриваем).

- Бери, конечно! - согласился Ваня. (Какую ошибку допустил Ваня? Он не уточнил, "бери в подарок" или "бери в кредит" мои марки).


(Как называется то, что произошло в отношениях Вани и Пети? Это может быть несовпадением характеров, это может быть несовпадением ожиданий друг от друга, это может быть несовпадением намерений. Класс ситуаций (типичное в них) - несовпадение).


Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. (Зачем он это сделал? Назовите хотя бы три мотива)


- отец не даёт детям денег в руки в принципе, это запрет на денежные отношения в детстве

- отец считает Петю продолжением себя в психическом смысле и использовал желание Пети как предлог, чтобы реализовать неслучившееся в своём детстве "об Петю"

- отец считает себя одной командой с Петей и проконтролировал покупку коллекции, чтобы "заткнуть за пояс всех одноклассников" и победить в соревновании по маркам

- отец считает Петю идиотом, который не справится даже с самостоятельной покупкой марок

- под предлогом покупки коллекции марок для Пети отец скрыл от жены некоторую сумму денег, которую потом потратит на свои нужды


(Как называется то, что произошло в отношениях Пети и отца? Это может быть несовпадением ожиданий, это может быть несовпадением намерений, по сути это тот же самый класс ситуаций,  - несовпадение).


Пете стало жаль своих марок. (Как называется человек, который не выполняет свои обещания и не держит своего слова? Назовите хотя бы три варианта)


бесхарактерный

бесчестный

на него нельзя положиться

необязательный

трепло, балабол, пустослов, пустобрёх


- Я тебе потом отдам, - сказал он Ване. (Почему он так сказал? Действовал исходя из представления о кредитной сделке с марками и попросил отсрочку платежа)


- Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем! (Почему он так сказал? Действовал исходя из представления о дарении марок и последовательно отстаивает эту линию).

На фото Астролябия в разобранном виде :)

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

- Кругом я у тебя в долгу!

- Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

"И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю". И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

"Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать..."

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

(Что происходит с Петей? Его укоряет совесть. Он знает, что нарушать договор (о кредитовании) нечестно, и хочет оставаться честным человеком)

(Что происходит с Ваней? Он не догадывается о том, что они с самого начала не совпадают с Петей в своей трактовке происходящего, дар это или ссуда)

Марка с изображением астролябии


Подходит как-то к нему и спрашивает:

- За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

- Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

(Что происходит после того, как наблюдательный Ваня задаёт уточняющий вопрос? Смогли ли ребята выяснить, с чего началось несовпадение? Нет. Петя подумал, что Ваня укоряет его в нечестности и настроен защищать своё честное имя. Ване не хватило проницательности, чтобы прояснить взаимоотношения).


(Как называется то, что произошло в их отношениях? Оба действовали под влиянием эмоций).


Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

- Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!

- Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!


(Что делает Петя? Находит решение, которое позволяет ему обелить себя в собственных глазах, из бесчестного человека, который не соблюдает договор, он становится человеком, который выполняет свои обещания).


(Что делает Ваня? Сообщает Пете о том, что он сильно расстроен. С самого начала он бескорыстно делился с Петей тем, что у него было. Перевод отношений в торгово-денежную плоскость стал для него неприятным открытием.


Задаёт ли Петя уточняющий вопрос, "Ваня, что именно пропало?" Нет, не задаёт.


Задаёт ли Ваня уточняющий вопрос самому себе, "В ком я разочарован? В себе, что сразу не догадался, что происходит, или в Пете, что тот оказался способен в принципе на нарушение договора?" Нет, не задаёт.


Эта музыка будет вечной, пока ребята не научатся прояснять мотивы поступков и причины сильного эмоционального отклика).


В супружеской жизни всё то же самое, имхо.


:)

Лига психотерапии

5.5K постов26.1K подписчика

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.