ГАЗ М-20 "Победа"

Совещание в Наркомсредмаше

В феврале 1943 года, спустя день после завершения операции «Кольцо» и полного разгрома 6-й армии верхмата под Сталинградом в Москве провели совещание, на котором обсуждали послевоенное развитие автомобильной промышленности СССР. Из присутствовавших на совещании руководителей предприятий автомобильной промышленности лишь главным конструктором «ГАЗа» Липгартом А.А. была представлена концепция развития своего предприятия. Благодаря Андрею Александровичу горьковский завод смог после войны изготавливать автомобили собственной разработки, в отличие от других предприятий, которые копировали зарубежные образцы.

Создание

Ведущим конструктором по новому автомобилю стал Юрий Наумович Сорочкин(в будущем он станет главным конструктором завода «ПАЗ»). К созданию облика привлекли конструктора-кузовщика(привычного нам понятий дизайнер тогда не существовало) Вениамина Самойлова.

ГАЗ М-20 "Победа" Газ, Победа, Ретроавтомобиль, Авто, Яндекс Дзен, Длиннопост, Сделано в СССР
ГАЗ М-20 "Победа" Газ, Победа, Ретроавтомобиль, Авто, Яндекс Дзен, Длиннопост, Сделано в СССР

Для кузова была выбрана понтонная форма, в ней отсутствовали выступающие крылья, подножки, решетка радиатора не выдавалась вперед. «Победа» была одним из первых автомобилей с подобной формой кузова, вскоре большинство мировых автопроизводителей будут применять это решение в дизайне своих автомобилей. Помимо своей новой формы, кузов «Победы» обладал низким аэродинамическим сопротивление 0,34. Еще одним новшеством было использование несущего кузова, до этого все автомобили, производившиеся на «ГАЗе» имели рамную конструкцию. Благодаря использованию несущего кузова удалось снизить вес автомобиля и его высоту. Для экономии времени каркас кузова и передняя подвеска были скопированы с трофейного «Opel Kapiton» 1939 года.

Уже в конце 1943 начале 1944 года был готов полноразмерный фанерный макет автомобиля, а 6 ноября 1944 годы был готов первый ходовой образец.

Среди инженеров в процессе проектирования возникли споры касательно силового агрегата, который было бы предпочтительней использовать на новом автомобиле одни настаивали на использовании шестицилиндрового двигателя «ГАЗ-11», другие в том числе и Липгарт предлагали оснащать автомобиль пятидесяти сильным четырехцилиндровым мотором. Инженерам не удалось прийти к единому решению касательно силовой установки, поэтому тестовые автомобили выпускали с обоими двигателями, точку же в споре инженеров поставил Иосиф Виссарионович Сталин.

На смотре, прошедшем в Кремле 19 июня 1945 года, впечатление касательно нового автомобиля у вождя было отрицательным, он считал, что Липгарт тянется за «ЗИС-110». На этом же смотре вождь задал вопрос о количестве цилиндров, ему доложили, что один из образцов имеет шестицилиндровый двигатель, а второй четырехцилиндровый. Шестицилиндровый мотор по мнению вождя делал автомобиль близким к «ЗИС-110», а вот четырехцилиндровую конструкцию он признал. 26 августа 1945 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны «0 восстановлении и развитии автомобильной промышленности».

ГАЗ М-20 "Победа" Газ, Победа, Ретроавтомобиль, Авто, Яндекс Дзен, Длиннопост, Сделано в СССР

Макет победы 1944 год.

Постановление предписывало приступить к производству на «ГАЗе» нового автомобиля с июня 1946 года. Первые экземпляры «Победы» производились фактически вручную по обходным технологиям, поэтому в первый год их смогли произвести лишь 23 экземпляра, но в начале 1947 года уже был запушен ленточный конвейер, который помог нарастить производственные мощности.

Модернизация

Уже в 1947 году «Победа» претерпела первую модернизацию решетка радиатора стала двухэтажной, упростились подфарники, между клыками переднего бампера появилась поперечина.

В процессе эксплуатации первых экземпляров автомобиля был выявлен ряд конструктивных недостатков: плохой разгон, гул заднего моста, в салон проникала дорожная пыль и вода. Первые автомобили не оснащались отопителями это сказывалось на комфорте. Результатом всех перечисленных недостатков стала остановка выпуска автомобилей в 1948 году, до устранения недостатков.

1 ноября 1949 года было возобновлено производство автомобилей. За год инженеры усилили кузов, модернизировали карбюратор, изменили передаточное отношение главной пары (с 4,7 до 5,125), добавили отопитель салона.

Итог

В истории отечественного автомобилестроения ГАЗ-20М стал первым автомобилем с несущим кузовом понтонного типа. Впервые на советском автомобиле применили независимую подвеску передних колес. В конструкции кузова двери были установлены на передних петлях, применили аллигаторный тип открывания капота, инженеры предусмотрели отопитель салона. В части электрики были применены стоп сигналы, указатели поворота и стеклоочистители. Автомобиль простоял на конвейере с 1946-1958 год, всего было выпушено 241497 автомобилей.

В 1951 году Липгарт приступил к проработке технического задания на приемника «Победы» им стала «ГАЗ-21 Волга».

Интересный факт

Главный конструктор «ГАЗа» Липгар предложил назвать автомобиль «Родиной». Вождю название не понравилось, и он спросил: "И почем у нас будет Родина?" Тогда родился второй вариант «Победа". Сталин, глядя на автомобиль, улыбнулся: "Ну, не велика «Победа»..." Но потом добавил: "Пусть будет «Победой».