Фото грузинского троллейбуса: Поти

Предыдущая моя статейка про троллейбус города Самтредиа пришёлся многим по нраву, поэтому я решаю продолжить фотоподборку и написание статей по судьбе грузинского электротранспорта, и электротранспорта на территории бывшей Грузинской ССР. На сей раз мы отправимся с вами на черноморские берега, в старинный город Поти, который лежит на месте древнегреческой колонии Фасис (или Фазис). Троллейбус в этом одном из главных портов Грузии тоже когда существовал и его история вышла не менее трагичной, чем в Самтредиа.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Не будем начинать с древних бородатых древнегреческих времён и не будем затрагивать времена существования Колхидского царства, перейдём сразу к веку ближе к нашему. Город Поти, чьё название за ним закрепилось примерно в VII веке, а портом он стал при российском государе-императоре Александре ІІ, 18 ноября 1858. Своего же расцвета город достиг в советские времена, когда он постепенно ширился, строился, расширял порт и жлеезнодорожное сообщение. Город лежал на берегу Чёрного моря и являлся одним из ценных и важных железнодорожных узлов - пути от него шли на Сухуми, Тбилиси, Баку.


Расположен город в устье реки Риони (на которой, кстати, находится и упомянутый в прошлом посте Самтредиа). В советское время помимо курортной зоны и важного порта, город получил и свой троллейбус. Случилось это 9 апреля 1981-го года. Наравне с Самтредиа, Потийский троллейбус был одним из самых молодых в стране, поэтому основным подвижным составом в городе стали отечественные троллейбусы ЗиУ-682 и пара чехословацких "Шкод 14тр".


Всего в городе существовало два троллейбусных маршрута:


1-й маршрут: район Набада - морской порт - посёлок Малтаква.

2-й маршрут: Кольцевой маршрут по центру города - посёлок Малтаква - конечная у троллейбусного парка.


Своего пика троллейбусная система достигла в 1991-м году, накануне развала Советского Союза. На тот момент в городе на двух маршрутах суммарной длиной в 18 километров работало 12 троллейбусов. Однако с наступлением 90-х после обретения "свободы от оков" Потийский троллейбус оказался в глубоком кризисе...

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

В 1993-м году, на пике гражданской войны в Грузии между правительством Шеварнадзе (Госсоветом) и повстанцами-звиадистами (сторонниками фашиста Звиада Гамсахурдии) город был захвачен звиадистами и стал одним из их центров сопротивления. Захватив Поти 2-го октября, звиадисты оседлали одну из двух автотрасс ведущих в не менее мятежную Аджарию. Войскам Госсовета никак не получалось отбить город, хотя они предпринимали попытки и регулярно обстреливали и город, и порт. Успешному наступлению звиадистов на Кутаиси и далее на Зестафони, тем не менее, воспрепятствовали собранные в последний ударный кулак правительственные войска и помощь российского Черноморского флота. 25 октября при поддержке кораблей в городском порту высадилась морская пехота ЧФ РФ которая в ожесточённых боях выбила звиадистов из города. Вскоре, при поддержке российских войск, вся территория Западной Грузии была занята войсками Госсовета.


Во время боевых действий в городе происходил натуральный беспредел и процветало мародёрство. Мародёры умудрялись воровать как контактную сеть, так и грабить сам троллейбусный парк. По освобождению города российскими морпехами и передачи его под контроль центральных властей Грузии выяснилось, что более-менее исправными в городе осталось всего лишь два троллейбуса. Два(!) из двенадцати троллейбусов. Этими "последними из могикан" остались один ЗиУ-682 и одна "Шкода 14тр". Было ещё две машины, которые поработали около 3-х лет, после чего были сломаны и отправились в троллейбусный парк на покой.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Единственная ходовая "Шкода 14тр" 2-го маршрута. Разворотный круг на площади Руставели.


Фактически, на момент 1999-го года, в городе остался живым один лишь 2-й маршрут который обслуживали те самые два троллейбуса. Чтобы как-то исправить эту печальную ситуацию, город решил закупить хоть какую-то машину, но денег хватило на одну старую "Шкоду 9тр" из Тбилиси. Тем не менее, "Шкода 9тр" была исправной, на ходу и прибыла в город на работу. Но к тому моменту поломался тот самый единственный ЗиУ-682 и осталась пара "Шкод" на весь город. Именно их и застали посетившие в 1999-м году Поти фотографы Дэвид Пирсон и С.А.Тархов.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 9тр" единственного 2-го маршрута, из Тбилиси, на улице Гегидзе. Имела номер 017.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 14тр" того же единственного 2-го маршрута на улице Гурий.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Она же на той же самой улице, только в иной её части.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 9тр" на улице Агмашенебели.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 9тр" на разворотном круге на площади Руставели. Так и не удалось узнать историю 5-го маршрута и что значит цифра "5", когда работал лишь "2-й" маршрут. Грузинская википедия тоже ни словом, ни духом о "5-м маршруте".

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 9тр" в профиль, разворотный круг на площади Руставели.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Эта же "Шкода 9тр" среди транспортного потока на улице Царя Фарнаваза (Парнаоза).

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Та же улица, но только в другой её части.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Та же "Шкода 9тр" только уже на загадочном "5-м" маршруте. Конечная со съездом в троллейбусный парк.


Кстати, есть и пару фото из самого троллейбусного парка Потийского троллейбуса. Правда, зрелище там тоже не особо радужное.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Списанная "Шкода 14тр" с рекламой Poti-Cola. На заднем плане виден остов, кажись, ЗиУ-682.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Единственный доживший до 1999-го года потийский ЗиУ-682. На момент съемок уже был сломан и стоял в троллейбусном парке.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 14тр" 2-го маршрута на разворотном круге на площади Руставели.


Судя по всему, в городе даже при наличии двух имевшихся ходовых троллейбусов, помимо 2-го маршрута были введены аж 5-й, 6-й и 10-й. Информации по этому полный ноль, троллейбусы могли просто перевешивать таблички и ездить по этим маршрутам (которые, судя по всему, отличались лишь расстояниями в пределах имевшейся контактной сети).

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост
Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

"Шкода 9тр" на улице Агмашенебели. Несмотря на помятый вид и битую фару, "булочка" была на полном боевом ходу.


В 2001-м году Поти немного повезло - столица Греции Афины полным ходом готовилась к Олимпийским играм 2004-го года и занималась обновлением столичного троллейбусного парка. Поэтому советские троллейбусы ЗиУ-682УГ (не-не, не "унылое говно", а Греческая версия) активно раздавались - несколько десятков передали в Белград, одну передали британскому музею электротранспорта, одну оставили в Афинах как экскурсионную а остальные были переданы в Грузию. Три афинских ЗиУ попали и в Поти, где получили собственные номера: 20, 21 и 22.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Но положение измученного троллейбуса Поти это не особо улучшило. Пяти машин на один маршрут может и хватало, но по всей Грузии после гражданской войны наблюдались регулярные проблемы с электричеством. Свет то и дело вырубался в целых городах, иногда даже и в Тбилиси свет мог пропасть целиком и полностью. В Поти отключения света вынуждали троллейбусы останавливаться прямо на улице, а водители либо ждали помощи для буксировки троллейбусов в депо, либо оставляли их на улице и шли курить. В конце концов, всё было кончено.


В 2004-м году в Грузии, в результате "революции роз" к власти пришёл ныне всемирно известный грузинский политик, еврореформатор, любитель галстуков и бебенашка - Михаил Саакашвили. В то время он пришёл к власти как молодой и активный политик, многие грузины искренне возлагали на него надежды, что он сможет вытащить страну из жопы. Мишка даже предвыборную агитацию проводил в салоне троллейбуса (тбилисском, об этой системе расскажу в другой раз), обещал закупки новых троллейбусов и запчастей для старых. Но после его воцарения троллейбусы стали закрываться. Одним из первых "под нож" пошёл и без того настрадавшийся потийский троллейбус. Закрылся он в 2004-м году.

Фото грузинского троллейбуса: Поти Грузия, История, Интересное, Троллейбус, Электротранспорт, Грусть, Общественный транспорт, Длиннопост

Афинские ЗиУ-682УГ за два года до закрытия троллейбусной системы в троллейбусном депо.


Тогда никто не предполагал, что правление Саакашвили приведёт к геноциду троллейбусов в Грузии. К тому же ситуация с Потийским троллейбусом была не то что как с Самтредитским, а даже, наверное, хуже. Исправный подвижной состав в виде "Шкоды 9тр", "Шкоды 14тр" и трёх афинских ЗиУ в итоге распределили по двум другим троллейбусным системам - Озургети и Чиатуры. Жизнь нескольких машин была продлена на один годик...

Электротранспорт

592 поста1.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Уважайте своего собеседника и себя.