Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Foreign Affairs: Как проложить путь дипломатии для прекращения конфликта на Украине

Foreign Affairs: Как проложить путь дипломатии для прекращения конфликта на Украине Политика, Россия и Украина, США, НАТО, Россия, Длиннопост

https://www.foreignaffairs.com/ukraine/how-pave-way-diplomac...

У Украины и ее западных покровителей очень мало точек соприкосновения с Россией. Тем не менее, все ключевые игроки, похоже, согласны в одном важном вопросе: война на Украине закончится переговорами.

Как сказал президент России Владимир Путин консервативному телеведущему Такеру Карлсону в недавнем интервью: “Мы готовы к переговорам”. Представитель Совета национальной безопасности США, хотя и выразил сомнение в искренности Путина, парировал в заявлении, что “и мы, и президент Зеленский много раз говорили, что мы верим, что эта война закончится путем переговоров”. Отсутствие решающих результатов на поле боя за последние два года сделало альтернативу окончанию войны путем переговоров (абсолютная победа одной стороны) фантастической.

Несмотря на отсутствие жизнеспособной альтернативы возможным переговорам, нет никаких признаков того, что воюющие стороны начнут переговоры в ближайшее время. Обе стороны считают, что достижение приемлемой сделки в настоящее время невозможно. Каждая опасается, что другая не пойдет на компромисс или воспользуется любой паузой, чтобы передохнуть и подготовиться к следующему раунду боевых действий.

Даже если о сделке в настоящее время не может быть и речи, все стороны должны предпринять шаги сейчас, чтобы обеспечить возможность переговоров в будущем. В разгар войны трудно понять, действительно ли противник готов прекратить боевые действия или цинично говорит о мире только для достижения целей войны. Задача распознать намерения противника практически невыполнима в отсутствие диалога. Следовательно, необходимо открыть каналы коммуникации, чтобы иметь возможность воспользоваться возможностью добиваться мира, когда такая возможность представится.

Пришло время начать выстраивать эти каналы. Для Украины и ее западных партнеров это означает “разговор о переговорах” или превращение конфликтной дипломатии в ключевой предмет двустороннего и многостороннего взаимодействия. И все стороны должны сигнализировать о своей открытости к возможным переговорам. Это потребует от воюющих сторон и их союзников предпринять односторонние шаги, которые донесут их намерения до другой стороны. Такие сигналы могут включать изменения в риторике, назначение специальных посланников для переговоров, добровольные ограничения на нанесение глубоких ударов и обмен военнопленными.

Если ни одна из сторон не начнет этот процесс, воюющие стороны, скорее всего, застрянут там, где они находятся сегодня — яростно сражаясь за несколько дюймов территории ужасной ценой для человеческих жизней и региональной стабильности, на долгие годы.

НЕПРОВЕРЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Взаимное недоверие затрудняет первый шаг к столу переговоров. Запад рассматривает Москву как источник пропаганды и лжи, настолько зависимую от неправды, что она лжет даже самой себе. Ничто не иллюстрирует этот феномен лучше, чем официальная риторика в феврале 2022 года. Москва аналогичным образом рассматривает последние 30 лет как череду невыполненных обещаний Запада. Ярким примером является, казалось бы, неумолимое расширение НАТО, о котором многие западные официальные лица в 1990-х годах говорили и, по-видимому, верили, что этого не произойдет. Украина и Россия имели долгую историю взаимных обвинений в невыполненных обещаниях еще до того, как Москва взяла Крым и зашла на Донбасс в 2014 году. После февраля 2022 года доверие стало невозможным.

Однако взаимное недоверие между воюющими сторонами является характерной чертой каждой войны и, следовательно, всех переговоров, которые положили конец этим войнам. Если бы доверие было необходимым условием общения, воюющие стороны никогда бы не начали говорить. Стороны могут и должны начать переговоры, несмотря на их взаимное недоверие.

Но в данном случае недоверие усугубляется распространенными предположениями о максималистских намерениях. Киев считает, что Москва по-прежнему стремится установить марионеточное правительство на Украине и будет использовать любую передышку в боевых действиях, чтобы собраться с силами, прежде чем оппортунистически возобновить битву. Россия, как недавно отметил Путин, считает, что Запад намерен использовать Украину в качестве инструмента для обеспечения “стратегического поражения” России. Если цели противника действительно максималистские, человек оказывается перед простым выбором между капитуляцией и продолжением войны. В результате обе стороны, похоже, смирились с неизбежностью долгой, чрезвычайно разрушительной войны, которой, по утверждению обеих сторон, они не хотят.

Возможно, каждая сторона права относительно максималистских целей другой. Но ни одна из сторон не может знать наверняка, не поговорив об этом. В отсутствие канала связи любое предположение об истинных намерениях другой стороны является непроверенным.

Отказ от проверки этого предложения обходится очень дорого. Война на истощение уносит жизни огромного количества солдат и гражданских лиц и истощает военные и финансовые ресурсы. Война также подрывает международную безопасность способами, которые никому не приносят пользы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Для союзников Киева первый гамбит - начать говорить о переговорах между собой. Некоторых нужно будет убедить, другие уже убеждены, и им просто нужен знак того, что дипломатия больше не является табу. Официальные лица США неоднократно заявляли, что ожидают окончания войны путем переговоров. Но они не сообщили другим союзникам, что это означает на практике, и явно не сориентировали стратегию прекращения войны на результат переговоров.

В конечном итоге обсуждение конфликтной дипломатии должно начаться на встречах Североатлантического совета и G-7, а также на двусторонних встречах между союзниками на самом высоком уровне. Разговоры о переговорах не влекут за собой каких-либо изменений в политике в краткосрочной перспективе. Время и усилия необходимо потратить на разработку дипломатической стратегии задолго до фактического начала переговоров.

Параллельно с обсуждением внутри альянса этот вопрос необходимо выносить на обсуждение в рамках взаимодействия между союзниками и Украиной. Киев обоснованно обеспокоен тем, что переход к переговорам будет означать прекращение военной помощи. Поскольку они начинают обсуждать с Киевом возможность переговоров, союзникам следует продолжать или даже увеличить помощь в области безопасности.

Соединенные Штаты и их союзники могут начать с выяснения мнения Украины по вопросам переговоров с другой стороной во время боевых действий и характеру финала войны. Прямо сейчас эти вопросы не стоят на повестке дня. Как только украинские официальные лица начнут слышать одни и те же вопросы, задаваемые несколькими собеседниками на разных уровнях, они начнут внутренние дискуссии, чтобы определить свои предпочтения и подход к конфликтной дипломатии. Включение темы переговоров в дискуссии о долгосрочной военной и финансовой помощи также подчеркнуло бы важную реальность: никакая помощь не может обеспечить безопасность и процветание Украины без прекращения войны.

ДОСТИЖЕНИЕ СИГНАЛА

Еще слишком рано начинать реальные переговоры с Москвой. И Киев должен был бы быть ведущим, когда они начнутся. Но даже сегодня Запад может использовать сигналы, чтобы выразить свое намерение обеспечить возможное прекращение войны путем переговоров. Сигналы - это односторонние действия, такие как развертывание вооруженных сил, публичные заявления, санкции или дипломатические жесты, направленные на выражение намерений государства. Такие сигналы особенно полезны, когда официальные каналы связи закрыты, поскольку для их реализации не требуется прямого взаимодействия с другой стороной. Примечательно, что эти действия обратимы. Суть в том, чтобы достоверно продемонстрировать намерения и предоставить другой стороне возможность ответить взаимностью. Когда сигналы срабатывают, они могут уменьшить неопределенность относительно истинных намерений другой стороны.

Изменение риторического акцента западных официальных лиц в публичных заявлениях было бы скромным, но важным сигналом. Например, официальные лица могли бы вновь заявить о своей готовности к условному смягчению санкций в рамках согласованного исхода войны. Но разговоры ничего не стоят, и Москва, скорее всего, в это не поверит. Следовательно, Соединенным Штатам и Европейскому Союзу следует также рассмотреть возможность назначения специальных представителей по конфликтной дипломатии. Несмотря на то, что этим чиновникам придется потратить месяцы на общение с союзниками и Киевом, прежде чем даже будет рассмотрен вопрос о переговорах с Москвой, сами назначения будут сигнализировать России, что Соединенные Штаты и Европа готовы вступить в возможные переговоры.

У Киева и Москвы больше возможностей для подачи сигналов, потому что они являются воюющими сторонами. Москве, в особенности, необходимо найти способы подать сигнал. Россия должна указать, что ее военные цели ограничены, что она готова вести переговоры о прекращении войны и что она будет соблюдать условия урегулирования. В дополнение к назначению представителя дипломатии в качестве заместителя новых представителей США и ЕС, Москва могла бы приостановить удары по украинским городам, обозначить готовность провести обмен военнопленными "всех на всех" и прекратить свою подстрекательскую риторику в адрес украинского руководства.

Киев, в свою очередь, мог бы смягчить указ президента от сентября 2022 года, который устанавливал “невозможность ведения переговоров с президентом Российской Федерации В. Путиным”. Киев мог бы разъяснить, что указ касается только президента России, а не других представителей российского правительства. И если Москва прекратит наносить удары по невоенным объектам на Украине, Киев может ответить взаимностью, прекратив удары, которые он наносит по России.

Эти предлагаемые усилия — разговоры о переговорах между союзниками и с Киевом, а также сигналы Москве — не будут представлять собой изменение политики. Они даже не представляют собой шаг к началу переговоров. Скорее всего, они просто начнут то, что, вероятно, будет длительным процессом продвижения к возможным переговорам. Сесть за стол переговоров будет нелегко, но альтернатива - бесконечная, изматывающая война, в которой ни одна сторона не заявляет, что она нужна, и обе стороны проигрывают, продолжая сражаться.

https://www.foreignaffairs.com/ukraine/how-pave-way-diplomac...

P.S. Анализ текущего момента по Украине делал тут.