Форд Мэдокс Браун - Возьмите своего сына, сэр

«Возьмите вашего сына, сэр!» — пожалуй, одно из самых загадочных полотен прерафаэлитов. Начатое в 1851 году, оно так и осталось незаконченным.

Первоначально Форд Мэдокс Браун планировал создать портрет своей будущей супруги Эммы Хилл. спустя несколько лет Браун совершенно изменил композицию, взяв за основу традиционное изображение Мадонны с младенцем Христом. Но какой же замысел художник скрыл в своем произведении?

Форд Мэдокс Браун - Возьмите своего сына, сэр История (наука), Викторианская эпоха, Прерафаэлиты, Живопись, Длиннопост

На этот счет у исследователей есть две противоположные точки зрения:


Первая — Триумф материнства. Художник действительно изобразил на картине себя, Эмму и их сына Артура. В таком случае можно предположить что перед нами предстает мать, демонстрирующая мужу и зрителям долгожданного наследника. «Возьмите вашего сына, сэр!» — лишь просьба подержать младенца, чтобы было удобнее надеть на него ночную рубашку, пока служанка (ее силуэт — слева — так и остался едва намеченным) приготовит колыбель.


Но все ли так просто? Возможно, что Форд Мэдокс Браун решил изобразить реалии «неправильного семейного положения». Проблемы внебрачных связей были знакомы художнику, а двое его детей, Кэтрин и Арутур были рождены еще до того как его отношения с будущей супругой были узаконены.


Женщина на картине, отнюдь не прекрасная мать, нежно прижимающая к себе крошечное новорожденное дитя. Она не рада, а скорее утомлена — на щеках рдеет болезненный яркий румянец, который напоминает скорее грим (который ни одна благовоспитанная женщина не позволит себе нанести ни в дневное время, ни для вечернего выхода в свет). Любопытно и то, что муж и жена находятся по разные стороны картины — она бесстрастно взирает с холста, он лишь смутно отражается в зеркале на стене. Можно предположить что эта женщина живет на содержании, а не состоит в законном браке с отцом ребенка. Но к мужчинам, имевшим любовниц общество относилось довольно терпимо (хотя и были осуждения), женщина же считалась навеки потерявшей свой путь в жизни, а ребенок превращался в обузу для общества.


При этом по-прежнему сильны были религиозные идеалы, а согласно им материнство свято. И получалось, что викторианская содержанка, родившая ребенка вне брака — это падшая святая. Эта двойственность подчеркнута с помощью традиционных символов: звезды — знак высших духовных сфер, ореол вокруг головы женщины — символ святости. Но в действительности они оказываются ненастоящими — нимб становится простым круглым зеркалом, а звезды на темном небе — всего лишь обоями. Так и в жизни этой женщины людские предрассудки окажутся сильнее религиозных представлений о святости материнства.

История быта и искусств

1.8K поста6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников