Фильянчики

Эта история начиналась в Санкт-Петербурге.

В мае 1873 года отставной майор Финляндского корпуса Фридольф Рафаэль фон Гартман (1839–1902) начал перевозки в Санкт-Петербурге. Тогда его пароход «Первый», построенный в Выборге, отвалив от причала у Финляндского вокзала, пошел на Васильевский остров.
В 1877 году Гартман и Роберт Рунеберг зарегистрировали в Або (Турку) акционерное общество «Финляндское легкое пароходство» (ОФЛП). Рафаэль Карлович фон Гартман стал его первым директором.

Пароходы ОФЛП ходили по Неве, а с 1880 года – в Петергоф. К 1883 году 33 парохода обслуживало около 500 работников, а в 1898 – было уже около 80 судов, 1000 человек. В 1886–1889 годах пароходство перевозило по 8–13 млн. пассажиров в год. В то время это был самый дешевый вид транспорта в городе.

Накануне Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде фон Гартман, занимавшийся, кроме судоходства, также и организацией трамвайного движения в Нижнем, организовал подобное питерскому пароходное сообщение и в Нижнем Новгороде.

Вот что писал по поводу деятельности «Финляндского легкого пароходства» журнал «Русское судоходство» в № 162 за 1895 год:

"23 июля открыло свою деятельность в Н.-Новгороде общество финляндского легкого пароходства. Для перевозного сообщения по реке Оке между городом и заречной его частью, а также нижегородской ярмаркой, общество имеет здесь четыре паровых барказа №1 и №2 несколько больших размеров и №17 и №18 - меньших размеров. Пароходство в навигацию 1895 года делает пробные рейсы для изучения движения публики между местностями города и ярмарки, разделенными р. Окой.

Сообщения устанавливаются между следующими четырьмя пристанями: 1) Магистратским съездом на Нижнем базаре и Софроновской площадью - на правом берегу Оки и Петербургской пристанью и флачной ярмарочной часовней на левом ярмарочном берегу. Отвал пароходов от каждой пристани через 1/2 часа времени, плата за проезд до одной пристани 10 к. в I классе и 5 к. во II кл.; III класса нет.

Сообщение начинается ежедневно в 7 часов утра и оканчивается в 10 час. вечера. В ночное время сообщение производится по двойной таксе во всё время разводки плашкоутного моста.

Пароходы №1 и 2имеют помещение для I класса на 40 чел. и для II класса на 60 чел.; пароходы №17 и 18 только для II класса на 60 чел. Помещение частью в каюте, частью на палубе."

Вот тогда эти пароходики в народе и стали называть финляндчиками, а потом и фильянчиками.

В 1902 году судовое имущество ОФЛП перешло к «Нижегородскому товариществу лёгкого пароходства».

В начале XX века компания содержала два перевоза через Волгу (Окский и Борский) и местные линии. Товариществу принадлежали 3 паровых парома, 2 колесных парохода, 2 винтовых теплохода, 13 винтовых пассажирских баркасов, 28 дебаркадеров. Почти все суда были построены на собственном заводе пароходства. По состоянию на 1914 год его основной капитал составлял 350 тыс. рублей.

Нижегородцы, их-за названия «Финляндское легкое пароходство», почти сразу прозвали эти пароходики фильянчиками.

К сожалению, фотографий судов Финляндского легкого пароходства и Нижегородского товарищества лёгкого пароходства осталось немного.
За время своей жизни эти суда многократно меняли свои имена, поэтому есть несоответствия подписей фото и названий на борту.


Фильянчик на Оке. Год и автор фото неизвестен

Фильянчики Краеведение, Нижний Новгород, Старое фото, История города, Длиннопост

Барказ №7. Построен в 1911 году, изначально имен номер 13.

Модель из Музея речного флота. Автор фото: Н. Прохоров.

Фильянчики Краеведение, Нижний Новгород, Старое фото, История города, Длиннопост

Пароход "Автозавод". Изначально именовался № 11 (11-й пароход Нижегородского легкого пассажирского пароходства), Предположительно в 1950 году был передан в Кинешму.

Фильянчики Краеведение, Нижний Новгород, Старое фото, История города, Длиннопост

Фильянчики жили долго, последние из них были списаны в 60-х годах.
В конце 40-х годов на смену им стали поступать теплоходы типа "Москвич".

Из Горького Москвичи ходили по Волге и Оке, соединяя областной центр с прибрежными городами и селами по всей области. Но горьковчане, по привычке, продолжали называть их фильянчиками. Кстати "фильянчик" чисто нижегородско-горьковское название. В других городах их называли. "финляндчик".
Но прошло время, пригородное сообщение по рекам тихо угасло... Появилось больше дорог, автобусов и пассажиры пересели на них.

И эти названия стали забываться.

Нижний Новгород и область

926 постов991 подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Политические пропаганда и агитация, оскорбления и выяснения отношений, не касающиеся тематики сообщества, категорически не приветствуются. Насчет рекламы не знаю, упоминания нижегородских предприятий и организаций, наверное, неизбежны. Просто старайтесь быть объективными.

Уважаемые авторы, обратите внимание, что некоторые читатели очень просят проставлять тег Нижний Новгород! И желательно ставить его первым