Философия Канта для гуманитариев
Иммануил Кант - 1724-1804 - немецкий философ из прусского Кёнигсберга, представитель классической немецкой философии ("тяжелая артиллерия" в этой дисциплине).
Его современники, жители нынешнего Калининграда считали его очень занудным человеком, по его появлению на ратушной площади можно было сверять часы.
Всё "творчество" Канта можно разделить на два периода: До-критический и Критический.
До-критический период (до 1770-го): Кант поклонник Ньютона, сторонник деизма (Deus - Бог). Деисты пришли к выводу, что материю создал Бог, и "отпустил" её, после чего она стала развиваться сама.
В это время Кант вносит в естествознание диалектику (как учение о развитие и изменчивости).
Также он создал космогонические гипотезу (попытка объяснить однообразие движения и состава небесных тел, первичную материю).
По его мнению, в первичной туманности тяжелые частицы начали притягивать более легкие, образовались центры притяжения.
С 1758 по 1762 года при Елизавете Петровне философ формально находился в подданстве Российской империи.
Критический период с 1770 года (иронично замечают, что это год рождения другого великого философа - Гегеля, "Гегель родился, Кант заплакал").
Кант выступил с критикой всей существующей философии, в т.ч. и собственной:
философы рассуждали о Боге, Вселенной и душе, не выяснив границ познания.
В то время он пишет свои знаменитые Критики (Критика чистого разума).
Кант предлагал пересмотреть сам предмет философии, вывел важные вопросы.
1) Что я могу знать ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое истина.
2) Что я должен делать ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое добро.
3) На что я могу надеяться ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое красота.
Итоговый вопрос: Что такое человек ? Однако, его "Антропология" довольно убогая, но если вам хочется почитать рассуждения о том, почему некоторые носят полосатые чулки, то вперед.
Критика рационализма (источник истинного знания - разум):
Согласен, что существуют подобия врожденных идей
Не согласен с тем, что рационалисты не доверяют органам чувств и опыту.
Критика эмпиризма (источник истинного знания - опыт):
Согласен, что всё наше знание начинается с опыта.
Не согласен с тем, что знание ограничивается опытом, с принижением позиции разума.
В своей теории познания Кант выделял 3 способности познания:
1) Чувственность (органы чувств) - изучает явления, получает опыт. Однако, есть априорные до-опытные формы: время и пространство. Именно благодаря времени и пространству мы упорядочиваем воспринимаемые явления.
2) Рассудок (способность судить - "погода плохая", "яблоко сладкое") - также имеет дело с явлениями. И тут есть априорные формы - категории (идущие еще от Аристотеля, у которого их 10). У педанта-философа их 12, и он приводит их иерархию.
Вот самый простой пример: Категории количества - Единство, Множество и Цельность.
Итак, чувственность и рассудок - это "вещи для нас". Разум же - "вещь в себе"3) Разум - познание сущности. Выходят за пределы опыта:
Бог, Вселенная и душа.
Он приходит к выводу, что эти вещи не познаваемы из-за противоречий (Вселенная бесконечна - Вселенная имеет конец). Мы знаем эти явления, но не знаем их сущность.
Эти противоречия называются Антиномиями.
Этика Канта - это добро, долг и совесть.
Человек - существо двойственное: тело - из мира феноменов, явлений. душа же в мире вещей в себе. Человек обладает свободной волей, которая и дает нравственные законы - законы добра.
В рассуждениях о морали и нравственности у Канта появляются императивы (повеления).
Вот 3 определения знаменитого категорического императива:
-Относись к человеку всегда, как к цели и никогда как к средству.
-Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
-Поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу всеобщего законодательства.
Кант говорил : "Мы должны соблюдать все правила, как бы плохо нам не было".
Это и есть по его мнению высшая нравственность.
(Пример: не лжесвидетельсвовать на человека под угрозой пыток).
Регулятором нравственного поведения является совесть. Кант настаивает: "ТЫ ДОЛЖЕН".
Это разительно отличается от главного тезиса североамериканских психологов "Ты никому ничего не должен".
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы он выводил из нравственных. Высказывался за создание равноправного союза народов