Философия Канта для гуманитариев

Иммануил Кант - 1724-1804 - немецкий философ из прусского Кёнигсберга, представитель классической немецкой философии ("тяжелая артиллерия" в этой дисциплине).
Его современники, жители нынешнего Калининграда считали его очень занудным человеком, по его появлению на ратушной площади можно было сверять часы.

Философия Канта для гуманитариев Кант, Философия, Пруссия, Познание, Критика, Разум, Долг, Категории, Длиннопост

Всё "творчество" Канта можно разделить на два периода: До-критический и Критический.
До-критический период (до 1770-го): Кант поклонник Ньютона, сторонник деизма (Deus - Бог). Деисты пришли к выводу, что материю создал Бог, и "отпустил" её, после чего она стала развиваться сама.
В это время Кант вносит в естествознание диалектику (как учение о развитие и изменчивости).
Также он создал космогонические гипотезу (попытка объяснить однообразие движения и состава небесных тел, первичную материю).
По его мнению, в первичной туманности тяжелые частицы начали притягивать более легкие, образовались центры притяжения.
С 1758 по 1762 года при Елизавете Петровне философ формально находился в подданстве Российской империи.
Критический период с 1770 года  (иронично замечают, что это год рождения другого великого философа - Гегеля, "Гегель родился, Кант заплакал").
Кант выступил с критикой всей существующей философии, в т.ч. и собственной:
философы рассуждали о Боге, Вселенной и душе, не выяснив границ познания.
В то время он пишет свои знаменитые Критики (Критика чистого разума).
Кант предлагал пересмотреть сам предмет философии, вывел важные вопросы.
1) Что я могу знать ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое истина.
2) Что я должен делать ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое добро.
3) На что я могу надеяться ?
Ответ на вопрос даст понять, что такое красота.
Итоговый вопрос: Что такое человек ? Однако, его "Антропология" довольно убогая, но если вам хочется почитать рассуждения о том, почему некоторые носят полосатые чулки, то вперед.

Философия Канта для гуманитариев Кант, Философия, Пруссия, Познание, Критика, Разум, Долг, Категории, Длиннопост

Критика рационализма (источник истинного знания - разум):
Согласен, что существуют подобия врожденных идей
Не согласен с тем, что рационалисты не доверяют органам чувств и опыту.
Критика эмпиризма (источник истинного знания - опыт):

Согласен, что всё наше знание начинается с опыта.

Не согласен с тем, что знание ограничивается опытом, с принижением позиции разума.

В своей теории познания Кант выделял 3 способности познания:
1) Чувственность (органы чувств) - изучает явления, получает опыт. Однако, есть априорные до-опытные формы: время и пространство. Именно благодаря времени и пространству мы упорядочиваем воспринимаемые явления.

2) Рассудок (способность судить - "погода плохая", "яблоко сладкое") - также имеет дело с явлениями. И тут есть априорные формы - категории (идущие еще от Аристотеля, у которого их 10). У педанта-философа их 12, и он приводит их иерархию.
Вот самый простой пример: Категории количества - Единство, Множество и Цельность.

Итак, чувственность и рассудок - это "вещи для нас". Разум же - "вещь в себе"3) Разум - познание сущности. Выходят за пределы опыта:
Бог, Вселенная и душа.
Он приходит к выводу, что эти вещи не познаваемы из-за противоречий (Вселенная бесконечна - Вселенная имеет конец). Мы знаем эти явления, но не знаем их сущность.
Эти противоречия называются Антиномиями.

Этика Канта - это добро, долг и совесть.
Человек - существо двойственное: тело - из мира феноменов, явлений. душа же в мире вещей в себе. Человек обладает свободной волей, которая и дает нравственные законы - законы добра.
В рассуждениях о морали и нравственности у Канта появляются императивы (повеления).
Вот 3 определения знаменитого категорического императива:
-Относись к человеку всегда, как к цели и никогда как к средству.
-Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
-Поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу всеобщего законодательства.
Кант говорил : "Мы должны соблюдать все правила, как бы плохо нам не было".
Это и есть по его мнению высшая нравственность.
(Пример: не лжесвидетельсвовать на человека под угрозой пыток).
Регулятором нравственного поведения является совесть. Кант настаивает: "ТЫ ДОЛЖЕН".
Это разительно отличается от главного тезиса североамериканских психологов "Ты никому ничего не должен".

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы он выводил из нравственных. Высказывался за создание равноправного союза народов