Фильм Анора Психологический разбор
Анора — девушка, которая работает в ночном клубе. Она веселая и оптимистичная снаружи, но у нее депрессивное ядро внутри.
В фильме хорошо считывается ее внутрення пустота и пронзительное одиночество. Мы можем предположить, что она ребенок, который рос в среде, где она никому не была нужна, ей не интересовались, ее не замечали.
Когда ребенок не получает отзеркалинности в глазах матери, не получает во взаимодействии с ней главного жизненного послания: «Ты есть!»; - то он переживает состояние исчезновения.
Тебя будто бы нет …
Можно представить тогда, какая потребность для человека станет жизненнонеобходимой — получать постоянное внимание и приковывать к себе взгляды, чтобы больше никогда не переживать состояние, что тебя будто бы нет!
Тогда в ход идет все то, что позволит обратить на себя внимание: эпатажные образы, нестандартное проявление, ошеломляющее поведение.
Я много раз встречалась с этим в своей практике. Кто-то демонстрирует в соц. сетях красивую яркую жизнь, кто-то блогер - миллионник, который развлекает аудиторию, кто-то скандальная персона, у кого-то эпатажная профессия. И все это лишь для того, чтобы привлечь внимание, потому что когда на тебя «не смотрят», ты снова будто бы исчезаешь. Из-за этого главный страх, с которым приходят в терапию — это потерять интерес аудитории и что про тебя забудут!
Депрессивное ядро личности, характерно для детей, которые воспитывались эмоционально «мертвой» матерью по Андре Грину.
Это очень ранняя травматиция и так, как у психики есть стремление к исцелению, то человек будет делать выбор «партнера по травме», чтобы эту травму переработать. То есть выбор будет падать на того человека, кто изначально не способен на человеческое тепло и любовь, но при этом ожидать в этих отношениях репарацию.
Так Анора встречает Ваню — инфантильного нарцисса, который не способен на тепло и любовь, но способен создать иллюзию грандиозных отношений между вами.
Ваня ее выкупает сначала на час, потом на ночь, потом на вечеринку, а потом и вовсе делает своей женой. Вот так просто. Ничего настоящего и реального, но она рада, ведь она ему интересна и нужна.
Правда ровно до тех пор, пока она удовлетворяет его нарциссические потребности.
Так, как только ее надобность стала не актуальна, Ваня стоя на трапе самолета, говорит ей, что она просто дура и значения для него никакого не имеет.
Мы можем предположить, что повторение травматичного опыта с Ваней — это экстраполяция ее первичных отношений с материнской фигурой, которая была такой же «эмоционально мертвой», и которой она, как и Ване была не нужна.
Терапевтическая работа здесь отягощена еще и тем, что все, кто подводит к утрате иллюзий — злодеи; а те, кто их создает и подпитывает — доброжелатели.
Так у Аноры и с Игорем, который увидел в ней не Энни, он увидел — её! Однако для нее он злодей, который разрушил её иллюзию о счастье с Ваней, а инфантильный и бесчувственный Ваня тот, с кем она хочет быть.
Но помогает ей именно Игорь. И она пытается расплатиться с ним тем, что всем от нее только и было нужно — ее тело, лишенное ее самой! Игорь останавливает ее. Ему не нужно ее тело, ему нужна — она!
В конце фильма она горько плачет от обрушения своих иллюзий. И впервые в фильме мы видим не Энни, мы видим — Анору! Пусть и на последней минуте фильма, но она появилась!
Кристина Степанова,
аналитический психолог, психоаналитически-ориентированный психолог, магистр психологии.
