Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Есть нечего

Есть нечего Политика, Негатив, Российская империя, Дореволюционная Россия, Деревня, Крестьяне, Голод, Болезнь, Длиннопост

Источник: А. И. Фаресовъ. "Голоса земли." С.-Петербургъ. Типографія А. С. Суворина. Эртелевъ пер., д. 13. 1909 г.

Есть нечего Политика, Негатив, Российская империя, Дореволюционная Россия, Деревня, Крестьяне, Голод, Болезнь, Длиннопост

Источник: "Государственная Дума. Стенографическiе отчеты. Сессiя пятая. Часть I. Засѣданiя 1—41 (съ 15 октября по 10 декабря 1911 г.)." С.-Петербургъ. Государственная типографiя. 1911 г.

Есть нечего Политика, Негатив, Российская империя, Дореволюционная Россия, Деревня, Крестьяне, Голод, Болезнь, Длиннопост

Источник: Я. Борисовъ. Членъ Государственной Думы. "Кому нужны погромы?" С.-Петербургъ. Книгоиздательство "Другъ Народа". 1906 г.

Есть нечего Политика, Негатив, Российская империя, Дореволюционная Россия, Деревня, Крестьяне, Голод, Болезнь, Длиннопост

Источник: Л. Л. Толстой. "Въ голодные года. Записки и статьи." Москва. Типо-литографiя Т-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, Пименовская улица, соб. д. 1900 г.

Газета "Речь" (6 ноября (24 октября) 1911 г.):

"ЦАРИЦЫН.

Из уезда поступают тревожные сообщения о развитии среди крестьян на почве недоедания цынготных заболеваний. Общественные работы оказывают очень слабую помощь лишь незначительной части населения. Большинство нуждающегося крестьянства лишено возможности получить заработок и выражает недовольство организацией работ."


"Московская газета" (7 ноября (25 октября) 1911 г.):

"Из села Елоховки, Петровки и Гавриловки, Самарской губ., сообщают о таком голоде, какого не запомнят. Не уродилось ни хлеба, ни трав. Население обессилено тем еще, что прошлой зимой энергично взыскивались недоимки. Общественных работ или совсем нет или они приостановлены. Просьбы к земскому начальнику и губернатору оставлены без уважения. Не разрешена выдача хлеба из общественного магазина. Детям не в чем выйти ни в столовую, ни в школу."


Газета "Биржевые ведомости" (18 (05) ноября 1911 г.):

"Самарские газеты полны потрясающих призывов о помощи. "Есть нечего, — пишет "Голос Самары". Страшным железным кольцом голода охвачена наша Самарская губ. Настоящая, со всеми страшными признаками, мучительная, беспощадная голодная смерть надвинулась на нашу и без того изнуренную, исхудалую деревню. Тиф, цинга, как вольные спутники смерти, зловеще и властно ворвались в избы наших измученных крестьян. Крик детей, стоны матерей оглашают нашу деревню."


Газета "Биржевые ведомости" (18 (05) ноября 1911 г.):

"Нижегородское губернское присутствие, несмотря на голодный год, все же постановило взыскивать с крестьян продовольственные долги, правда в пониженном размере."


Газета "Русское слово" (2 декабря (19 ноября) 1911 г.):

"ГОЛОД.

САРАТОВ. Священник о. Николинский сообщает губернской управе, что крестьянам деревни Михайловки, Актарского уезда, в самом непродолжительном времени грозит смерть от голода.

САРАТОВ. Продовольственному присутствию запрещено давать для печати сведения о продовольственной кампании."


Газета "Русские ведомости" (3 декабря (20 ноября) 1911 г.):

"К борьбе с голодом.

КИЕВ. Гласный Думы Экстер подал губернатору жалобу на городского голову за недопущение обсуждения в Думе вопроса о помощи голодающим.

ОРЕЛ. Администрация не разрешила литературно-музыкальный вечер в пользу голодающих.

ОДЕССА. "Южная Мысль" оштрафована на 100 рублей за статью "О голоде"."


Газета "Русское слово" (15 (02) декабря 1911 г.):

"Голод.

РЫБИНСК. Рабочие местных железнодорожных мастерских обратились к начальнику за разрешением производить сбор пожертвований в пользу голодающих. Сначала последовало запрещение в категорической форме. Затем "гуманный" начальник обещал "снестись с Петербургом" и сообщить ответ рабочим в ближайший понедельник. После того прошло несколько "понедельников", а разрешения все нет и нет."


Газета "Русское слово" (19 (06) декабря 1911 г.):

"Голод.

ТРОИЦК, Оренб. губ. У крестьян нет хлеба, скота, одежды, топлива. Взрослые и дети живут в промерзших землянках. Помощь оказывается туго. Деньги за общественные работы уже два месяца не выдаются. Чиновники объясняют задержку расчета тем, что, мол, "нет ассигновки". Открытых столовых недостаточно."


Газета "Русское слово" (30 (17) декабря 1911 г.):

"Голод.

САРАТОВ. Врач Елшанского участка, Саратовского уезда, доносит управе о голоде в его участке. Голодающие никакой помощи не получают, несмотря на неоднократные просьбы о том, обращенные к земским начальникам."


"Московская газета" (9 января 1912 г. (27 декабря 1911 г.):

"Наиболее шумная часть святок — рождественские праздники уже кончаются, и купечество подсчитывает уже барыши. Оказывается, что голод в 22-х губерниях почти не отразился на оборотах московской предпраздничной торговли: до Москвы стоны голодных, должно быть, не доходят — "далеко"...

Особенно горячо шла торговля в винно-гастрономических магазинах:

— Пятница, накануне сочельника, была кульминационным пунктом предпраздничной торговли, — сообщил нам представитель одной из крупнейших фирм на Тверской. За этот день, как и в предшествовавшие годы, обороты магазина дошли до 35 000 рублей. А в общем, за последние три дня до праздника торговали почти на 70 000 рублей.

Это в одном только магазине!

Какую же уйму деньжищ пропила и проела Москва на праздниках вообще?"


"Петербургская газета" (7 января 1912 г. (25 декабря 1911 г.):

"Оказывается, что петербуржец себя на Рождество показал большим любителем шампанского и коньяка французских марок. Виноградное вино, заграничное и русское, имело средний успех. Торговля фруктами, несмотря на высокую цену, вследствие большого неурожая в этом году, шла успешно. В особенном спросе были яблоки.

Бойко, и даже очень бойко производилась торговля шоколадом. Однако, иностранный шоколад пользовался большим успехом, чем русский. Но в этом виноваты сами русские шоколадные фабриканты, вырабатывающие шоколад худшего качества, чем швейцарский, в погоне за большим процентом на продаваемый товар.

Итак, шампанское, коньяк, фрукты и шоколад в большом фаворе у петербуржцев."


"Газета-Копейка" (21 (08) января 1912 г.):

"В ночь под Новый год в петербургском "Аквариуме" было выпито более трех тысяч бутылок шампанского, Для всех желающих не хватало мест и за столики чуть не дрались.

А в то же время в Оренбургской губернии в Новотроицком поселке, люди становились на общественные работы: как известно, помощь голодающим теперь оказывается не раздачей пайков, а в виде общественных работ. Вышел с лопатой и восьмидесятилетний старик Иван Музыка. Какой-то парень крикнул на него:

— Ты чего! Видишь, и для молодых не хватает мест! Отбивать кусок от молодых пришел, кащей старый?

И толкнул старика. Изголодавшийся старик упал с лопатой в канаву и тут же Богу душу отдал. И таким образом одним местом для алчущих стало больше.

Впрочем, спешу добавить, что в "Аквариуме" в борьбе за столики не убили никого: там страсти не так разгорелись."


Газета "Русские ведомости" (3 февраля (21 января) 1912 г.):

"ЦАРИЦЫН. Выясняется, что прежде чем открыть общественные работы для голодающих крестьян села Гавриловки, Отрадинской волости, необходимо сначала их накормить, так как население оказалось настолько обессиленым продолжающейся голодовкой, что не в состоянии стать на работы."


Газета "Русское слово" (3 марта (19 февраля) 1912 г.):

"ВЯТКА. В Кураковской волости, Елабужского уезда, многие семьи голодают.

В деревне Ижевке крестьяне продают озими и последний скот, некоторые запродали покосы вперед на 5 лет, конечно за бесценок. Помощи населению нет."


Газета "Русское слово" (2 мая (19 апреля) 1912 г.):

"КРАСНОЯРСК. Вчера и сегодня в поездах проследовали по направлению в Иркутск 400 голодных крестьян Тобольской, Самарской и Нижегородской губерний и Акмолинской области. Выходя на станции из вагонов, голодные молили публику:

— Дайте, родненькие, хоть пососать корочку хлеба. Мы и семейства наши умираем с голода.

Большинство крестьян полунагие. Вид их ужасен."


Газета "Русское слово" (14 (01) февраля 1912 г.):

"САРАТОВ. Врач черкасского участка Вольского уезда сообщает, что толпы крестьян осаждают его с заявлениями, что они несколько дней ничего не ели. Голодным оказывается небольшая помощь, являющаяся каплей в море страданий."


Газета "Русское слово" (3 апреля (21 марта) 1910 г.):

"КРАСНОЯРСК. По случаю недорода в уездах начался голод. Из сел и деревень много мужчин, женщин и детей из-за отсутствия каких бы то ни было заработков ушли за сбором милостыни. Хлебные амбары опустели. Скот распродан. Положение ужасное."


Газета "Русское слово" (4 декабря (21 ноября) 1908 г.):

"ВОЛОГДА. Из Вольского и Сольвычегодского уездов сообщают о возрастающей продовольственной нужде. Вследствие постигшего эти уезды неурожая кормов крестьяне стали сбывать за бесценок рабочий скот. Цены на продукты повысились на 30 – 50 процентов. Помощи никакой."


Газета "Русское слово" (2 сентября (20 августа) 1908 г.):

"САРАТОВ. В нескольких селах Камышинского уезда появились заболевания гингивитом. Врачи указывают, что причина болезни — хроническое недоедание."


Газета "Русское слово" (30 (17) ноября 1907 г.):

"Продовольственным отделом при министерстве внутренних дел вновь получены тревожные сведения о надвигающемся голоде в Бессарабии, в Белоруссии, в Могилевской и Минской губерниях. Для выяснения степени нужды туда будут командированы чиновники."


Газета "Русское слово" (12 ноября (30 октября) 1907 г.):

"Голодный тиф.

БОРИСОВ. Полный неурожай ржи и в связи с этим отсутствие хлеба на рынке вынудили крестьян употреблять в пищу разный суррогат. Крестьяне кормятся мякиной с примесью пшеницы. Многие, не имея средств на покупку пищи, голодают. Теперь в некоторых селениях явились тифозные заболевания, находящиеся, по мнению врачей, в тесной связи с голодухой. Помощь необходима. Земство просило недавно о субсидии, но получило отказ."


Газета "Русское слово" (17 (04) ноября 1907 г.):

"САМАРА. Врач Новоузенского уезда Сердобов телеграфирует губернскому земству, что обнаружен случай смерти от голода. В Пестраковском участке наблюдалось несколько цинготных заболеваний."


Газета "Русское слово" (17 (04) апреля 1907 г.):

"В голодных местах.

ПЕНЗА. Выданную губернским присутствием крестьянам села Студенец кукурузу мельники отказались молоть. Нужда крайняя. Полученная рожь, вследствие значительного процента куколя и гнили, вызывает у питающихся тошноту и резь в животе."


Газета "Русское слово" (14 (01) июня 1907 г.):

"В голодных местах.

УРЖУМ, Вятск. губ. Крестьяне кирминского сельского общества голодают. Имущество и скот распроданы. Земский начальник на ходатайство о выдаче ссуды из сельского магазина отвечает отказом. А между тем, 3000 пудов находящегося в магазине хлеба с избытком удовлетворили бы нужду."


Газета "Русское слово" (26 (13) января 1907 г.):

"От саратовского губернатора в департамент полиции поступило донесение о массовых нападениях крестьян голодающих деревень на помещичьи и общественные хлебные магазины и о расхищении находящегося в них зерна."


Газета "Русское слово" (19 (06) января 1907 года.):

"В голодных местах.

БОБРОВ. Из уезда идут ужасающие известия о росте среди крестьянского населения голода и его спутника — тифа. Есть случаи голодной смерти. Среди крестьянского скота страшный падеж вследствие бескормицы."


Газета "Новое время" (1 апреля (19 марта) 1906 г.):

"В Мокшанском уезде Пензенской губ. замечается усиленная заболеваемость, как следствие недоедания. К врачам является масса больных с первичными признаками цынги: пухнут и кровоточат десны, и чувствуется общая слабость организма."


Газета "Новое время" (9 июня (27 мая) 1906 г.):

"Сегодня общеземская организация помощи голодающим получила с Волги ряд мрачных известий. Неурожай охватил все 9 губерний Поволжья. Отсутствие надежды на урожай определилось вполне. Среди крестьян идет сильное брожение."