Есть ли жизнь на Хогвартсе, или что скрывает от нас Роулинг. Бизнес-анализ в трёх вопросах и трёх ответах.

Всем добрый день!

Признаюсь сразу - мне не нравится Гарри Поттер. Но я не могу не признаться в том, что Гарри Поттер - совершенно загадочная книга. И дело не в детективном сюжете - дело в пружинах, его разворачивающих и сопутствующих им обстоятельствах. Даже при поверхностном чтении не покидает ощущение, что герои, их мотивация - как и сама окружающая их действительность полны необъяснимых противоречий и испытывают вопиющий дефицит здравого смысла (того самого, который по-английски “common sense”).


Например, откроем наугад первую книгу. На тридцать шестой странице миссис Дурсль сетует, что, когда сестра возвращалась из Хогвартса на каникулы, она приезжала с карманами, полными лягушачьей икры и - внимание! - занималась тем, что превращала чайные чашки в крыс. Однако, ровно из той же самой книги мы узнаём, что ученикам Хогвартса строго-настрого запрещено колдовать вне школы. Вплоть до исключения. Почему же это было разрешено Поттер? Если за прошедшее время правила изменились, то - почему? Запрет станет одной из движущих сил сюжета и хотелось бы понять - по какой причине (причинам) он не действовал на мать Поттера?


Ещё раз наугад - и сразу - в трёхпалубный: довольно быстро выясняется, что волшебники могут летать без подручных средств. Факт первый, настораживающий: Гарри Поттер, убегая от банды дурслей, внезапно оказывается на крыше школы (левитирует - об этом написано не прямо, но достаточно прозрачно). Факт второй, железобетонный: во четвёртой главе первой книги Хагрид прилетает к Гарри на остров (и, в следующей главе, сам в этом признаётся). Однако, он не объясняет, как именно прилетел. Читатель, вероятно, должен предположить, что, как и в предыдущей серии - на мопеде. А вот и нет! Утром, когда Гарри и Хагрид выходят из хижины, никакого мопеда нет. Возможно, мопед улетел самостоятельно? Почему тогда он не улетел самостоятельно в первой главе, когда Хагрид доставил выжившего Гарри на Тисовую улицу - и Хагрид зачем-то подчеркнул, что мопед нужно вернуть законному владельцу из рук в руки? В общем, куда ни кинь - получается, что и Хагрид умеет летать без подручных средств - в чём он, собственно говоря, - и признаётся в пятой главе первой книги.


Позвольте, но, если этим полезным умением обладает необученный желторотый юнец и изгнанный из школы полуволшебник, не разумно ли предположить, что это умение относится к врождённым, базовым, основным? Почему тогда его не тренируют в Хогвартсе - пусть даже в группе продлённого дня? Разве умение левитировать с волшебной палочкой в руках не даст тимуровцам дополнительных четверть-шансов, когда на поле боя они встретятся с Пожирателями Смерти - профессиональными гадами и подлецами? Откуда такое недальновидное пренебрежение возможностями штурмовой авиации?


Это так, цветочки. Дальше - больше. Есть другие вопросы - посерьёзней. Начиная с главной идеи, положенной в основу основ. Нас пытаются убедить, что, две цивилизации могут сосуществовать в едином экономическом и географическом пространстве и при этом, практически, никак не взаимодействовать друг с другом. Читатель должен поверить в это просто так, за здорово живёшь, без утомительных и подробных объяснений?


На протяжении тысячелетий археологической истории люди действовали ровно противоположным образом. Человек - сюрприз! - существо социальное, корыстное и предприимчивое. Люди, рискуя жизнями, пускаются во все тяжкие, чтобы обменять бусы на золото, золото - на алмазы, алмазы - на огненную воду, огненную воду - на сифилис. Соседние племена воюют, торгуют и дружат - возможно, проделывая всё это одновременно. Колумб плывёт на запад, Марко Поло угрюмо движется на восток. В общем, на протяжении тысячелетий, человек - на зависть таракану - лезет во все щели, и возможность попасть на шампур к аборигену его только воодушевляет.


И вдруг - необъяснимая, подчёркнутая индифферентность. Может быть цивилизация волшебников настолько продвинута, что может свысока смотреть на достижения маглов, отгородившись от них стеной презрения? Отнюдь. К примеру, как бы мы не относились к Почте России, она всё равно лучше, чем сова. Сову можно приманить, посадить в клетку, покалечить или убить. У Почты России тысячи почтальонов, и каждый, встав на место выбывшего коллеги, доставит письмо по назначению. Можно смеяться над почтовыми голубями в век телеграфа, но хищная ночная птица - ещё более нелепый, ненадёжный и неверный посыльный.


Вообще, отсутствие вменяемых средств коммуникации у волшебников не вызывает ничего, кроме недоумения. В обычной жизни такое отсутствие порождает проблемы, но в военное время - превращается в катастрофу. Волшебники, - не будем забывать, на протяжении многих лет вели битву против Абсолютного Зла в лице Воландеморта - а что это за война, когда вы лишены возможности подать сигнал или позвать на помощь? Много вы навоюете, когда ваш фельдмаршал узнаёт диспозицию противника из вечерних газет?


В наши дни дамблдоровцы противостоят воландемортовцам, практически, в одиночку, давая тем шанс за шансом, зачастую лишь потому что в самый нужный момент их Главнокомандующий исчезает, уходит с экранов радаров, растворяется без образования твёрдого осадка. Разумеется, у дамблдоров бывают срочные дела в Министерстве магии - но почему бы дамблдорам на тридцать восьмой раз подряд не включить мозг и не предусмотреть для своих подопечных какой-нибудь экстренный способ связи - сову, голубя, мышь или одноразового турбо-ежа? Просто на всякий случай. А вдруг что-нибудь случится? Я тоже в Ашан по субботам езжу, но - отличии от Дамблдора - держу телефон под рукой: вдруг жена про стиральный порошок вспомнит. Или про сахар. А ведь я - в отличии от дамблдоров - не воюю с воландемортами. По крайне мере, по субботам, - в свой законный выходной.


Завершая тему о телефонах. Как известно, добрая половина волшебников происходит из семьи маглов, а другая - не менее добрая - живёт среди них. Они, что, не знают назначения стационарного телефонного аппарата? Увидев его в гостиной у маглов, тычут в него пальцами, хлопают глазами, открывают рот и пускают слюни? От нас скрывают, что, при поступлении в Хогвартс, шляпа-по-факультетам-распределялка делает школьникам лоботомию под местной анастезией? Даже если телефона нет в Хогвартсе (пуффендуй не позволяет), он - готов поспорить на сто тысяч миллионов фунтов - есть в старой доброй соседней английской деревне. Это, - не буду вас более держать в неведении, - ярко-красная будка с надписью “telephone”. Идите прямо по главной улице. Никуда не сворачивайте. То, что вы ищите - прямо напротив паба. Спасибо, сэр! Не за что сэр! Хорошего дня, сэр! И вам, сэр!


В общем, концы Гарри Поттера совершенно не желают сходятся с концами. Написано - не отнять - увлекательно. Но вместо вкрученных винтов вбиты гвозди - вкривь и вкось. Хочется увлечься. Хочется мчаться за фантазией Автора. Хочется погрузиться в книгу с головой, - и вместо этого барахтаешься на мелководье, и вокруг тебя - какие-то щепки, мусор, грязь, тина и слизь…


Но давайте спросим себя - а что, если и щепки, и мусор, и слизь неспроста? Не слишком ли их много? Может быть в нарочитом отсутствии здравого смысла и есть здравый смысл? Может быть, чем больше разваливается история, чем более зияющими становятся прорехи, тем чётче проступает сквозь них нечто совершенно другое, некий иной - истинный, настоящий, всамделишный - мир Гарри Поттера - где все противоречия перестают быть противоречиями и имеют своё простое, очевидное, - тривиальное, - объяснение? И не попробовать ли нам разобраться, - о чём же, на самом, деле написала Роулинг - возможно, сама того не осознавая?


Для того, чтобы выяснить это, мы будем использовать старый добрый - придуманный, по утверждению, Платона, Сократом - метод. Мы будем задавать вопросы и получать на них ответы - очевидные, простые и понятные ответы, основанные на здравом смысле, знании жизни и рецептах пирожков с мясом. Но, если Сократ спрашивал собеседника о всякой ерунде, типа совести и смысле жизни, мы будем задавать вопросы о деньгах - ибо что может быть приятней и естественней, чем поболтать о деньгах?


Касательно количества вопросов - не будем растекаться чем-нибудь по чему-нибудь и ограничимся ими тремя - как увидим, этого количества будет вполне достаточно, чтобы мир Гарри Поттера перевернулся и встал с головы на ноги.


Итак, первый вопрос, на который мы попробуем ответить в первой серии, звучит следующим образом: откуда деньги у Грейнджера старшего?


Кому интересно, могут поразмышлять об этом на досуге. А остальным - до новых встреч!